КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ. Часть 10.
По версии Олега Логинова.
ПОХОД СВЯТОСЛАВА В БОЛГАРИЮ
(SVYATOSLAV’S TRIP TO BULGARIA)
Игорь Ожиганов. «Святослав-воины Севера»
Поход князя Святослава в Болгарию в русской истории веками описывали с превеликим пафосом. Этот поход представляли великим подвигом. Но героический ореол с него слетает, когда читаешь выдумки публицистов о его причинах. Невольно появляется горькая улыбка, когда читаешь, что поход в Болгарию Святослав предпринял для усиления могущества и обеспечения безопасности Древнерусского государства. И дальше в том же духе.
Если руководствоваться не пропагандой, а здравым смыслом, то очевидно, что, во-первых, за этот поход Святославу заплатили византийцы и заплатили неплохо. Так, что он сначала выступал в роли наемника. Святослав шел грабить суверенное более богатое государство, а ему за это еще и платили. Ничего удивительного, что нашлось множество охотников присоединиться к нему среди печенегов и венгров.
Юрий Лазарев. «Завоевание Болгарского царства. 968-969 годы»
В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по-разному. По хронике Иоанна Скилицы, византийский император Никифор Фока, совершая инспекционную поездку во Фракию, потребовал от болгарского царя Петра воспрепятствовать венграм переправляться через Дунай с целью набегов на византийские провинции. Когда Петр уклонился от борьбы с сильным противником, византийцы решили наказать болгар, направив на них русов:
В 967/968 году византийский император Никифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно одной из версий, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Киевскую Русь, которая после присоединения Хазарии могла обратить свой взгляд на крымские владения империи. По другой версии, цель Византии заключалась лишь в обуздании агрессии болгарского царя чужими руками, что было стандартной практикой византийской внешней политики.
В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и столкнулся с болгарским императором Борисом, имевшим около 30 000 воинов у города Доростол. Битва продолжалась весь день до наступления темноты, но, наконец, русские одержали верх над болгарами, разгромив их и оккупировав всю северную Булгарию, захватив в 968 году 80 болгарских крепостей.
Олег Федоров. «Воины дружины Святослава в Болгарии, вторая половина X века».
Сам Святослав обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков». Болгария ему понравилась. И не удивительно. Между тогдашним деревянным Киевом и болгарскими городами была разительная разница.
Киев тогда выглядел примерно так
А так изображают болгарскую столицу Преслав Великий, захваченный Святославом.
«Повесть временных лет» передает его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мед и рабы».
КОНФЛИКТ С ВИЗАНТИЕЙ
Воины Святослава в Болгарии
Удивленный успехом своего союзника и подозрительный к его истинным намерениям, император Никифор II решил заключить мир с Болгарией, устроив брак своих воспитанников, малолетних императоров Василия II и Константина VIII, с двумя болгарскими царевнами.
Но война между Русью и Византией развернулась из-за денег. И выглядит это так, что Святослав пожадничал, а в результате лишился всего.
Византийцы готовы были заплатить ему заранее оговоренную сумму. Святослав же затребовал значительно больше, потребовав заплатить также каждому из своих воинов, при этом двукратно завысив их общую численность.
Византия, успевшая восстановить свои силы после подавления восстания в Малой Азии, не стала терпеть столь вызывающее нарушение соглашений. И платить отказалась вовсе.
Не исключено, что Святославу было того и надо. И вслед за Болгарией он решил разграбить еще и Византию.
Сергей Дашков в книге «Императоры Византии» писал:
«Святослав же не собирался покидать Болгарию без выкупа, а провизантийски настроенных болгар усмирял жестоким террором (Лев Диакон сообщает о двадцати тысячах – явно, впрочем, завышенная цифра – посаженных на кол «росами», как греки называли русских, после взятия Филиппополя). Магистр Иоанн Куркуас, командующий фракийской армией, предавался пьянству, и русские одерживали над византийцами победу за победой. Послам Цимисхия князь отвечал «надменно и дерзко» – пусть-де ромеи убираются в Азию. В ответ император, напоминая «катархонту росов» о плачевном финале походов его отца Игоря против Византии и древлян, писал: «Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя – ты найдешь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи».
Обращение Святослава к императору Византии передает греческий летописец, современник тех событий, Лев Диакон:
«Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну — мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами».
Уничижительный отзыв о ремесленниках был намеком на то, что имевшаяся в распоряжении византийцев армия в том регионе состояла в основном из местных крестьян, а не профессиональных воинов.
Сергей Покотилов. «На Царьград»
Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Навстречу ему выдвинулся греческий воевода Варда Склир, родственник императора и довольно осторожный и грамотный военачальник. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как византийский полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя). Там и произошла встреча двух армий
БИТВА ПРИ АРКАДИОПОЛЕ
Борис Чориков. «Святослав в битве при Аркадиополе. 970»
Как это нередко бывает в историях разных стран, битву при Аркадиополе, произошедшую в 970 году, обе стороны объявили своей победой.
А. Сафонов. «Не посрамим земли русской!»
Святослав рассчитывавший легко расправиться с «ремесленниками», оказался перед регулярной византийской армией. Да еще и значительно превышающей численностью его войско. Считается, что перед этой битвой Святослав произнес свою знаменитую речь:
«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут».
Однако по другой версии Святослав произнес эту проникновенную речь, будучи осажденным в Доростоле.
Михаил Иванов. «Битва при Аркадиополе, 970 год»
В начале сражения отряд печенегов налетел на выдвинутый вперед византийский авангард. Уверенные в собственном численном превосходстве, печенеги смело обрушились на неприятеля. Однако византийцы стойко выдержали дождь из стрел, а потом и атаку печенегов. Удерживая строй, они стали медленно отступать, заманивая неприятеля к засадным полкам.
Когда войска достигли зарослей, засадные полки атаковали печенегов с тыла и флангов. Слаженная атака византийцев застала кочевников врасплох. Они были полностью разгромлены. Бежать смогла лишь небольшая их часть.
Юрий Лазарев. «Бой русов с греками»
На следующий день союзные войска атаковали позиции византийцев, но действовали гораздо осторожнее, чем печенеги днем ранее, поскольку не знали, имеются ли у византийцев еще какие-то резервы. Сражение продолжалось до того, как один из именитых вождей союзных войск не был убит. Опасаясь разгрома, армия Святослава отступила.
Фактически греки одержали победу. Но закрепить ее не сумели. После битвы под Аркадиополем корпус Варды Склира был переброшен в Малую Азию на подавление мятежа, возглавленного родственником убитого Цимисхием императора Никифора — Вардой Фокой Младшим.
И это дало повод русским летописцам создать своего рода панегрик победоносному Святославу. Согласно «Повести временных лет» он заставил таки византийцев платить. И при этом «отжал» с них дань на своих воинов, включая убитых. После чего прекратил наступление на Константинополь и заключил с Цимисхием мирный договор, положивший конец войне. Правда текст этого, якобы заключенного договора слова в слово повторял русско-византийский мирный договор, заключённый только спустя года, в июле 971 годе после осады Доростола.
ЛЕГЕНДА И БЫЛЬ
Борис Ольшанский. «Предание о Святославе».
Фантазии русских летописцев противоречили друг другу. С одной стороны они восхищались тем, что Святослав заставил хитрых и прижимистых византийцев раскошелиться, а в другой стороны его, якобы, бескорыстием.
Так появился миф о том, что будто бы испуганный император Цимисхий решил проверить можно ли будет подкупить киевского князя. И послал ему в дар золото и шелка. Но Святослав равнодушно посмотрел на эти подношения. Тогда император отправил Святославу в подарок оружие — и такому дару князь очень обрадовался. Вернувшись к царю, послы сказали: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Соглашайся на дань».
После этого Святослав взял дань с расчетом как на живых, так и на погибших воинов, и отправился обратно в Болгарию.
Наверное, без победоносных мифов русская история была бы значительно скучнее. Но нехорошо, когда мифы подменяют реальность.
Императора Иоанна Цимисхия не так просто было напугать. Он был «тертым калачом» и деловитым правителем. Захватив византийский престол Цимисхий избавил страну, прежде всего, от внутреннего бедствия, в частности, от голода, преследовавшего ее уже три года, затем он обратился против сарацин и, наконец, у него дошли руки до вторгшегося в пределы Византийской империи киевского князя Святослава.
Греки штурмуют Преслав.
И вскоре император на деле явил «ромейскую силу». Он сам прибыл 12 апреля 871 года под Преславу и спустя два дня захватил этот город, в котором находились царь Болгарии Петр и его казна. Говорят, что император во время штурма храбро бился в передовых шеренгах своего войска.
Семитысячный отряд русских отступил в царский дворец с оградой. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу (современная Силистра) где находился Святослав с основными силами, численность которых составляла порядка 38 000 человек.
Там-то и развернулось все самое важное и интересное.
Предыдущая часть — Следующая часть
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.