(KING CLOVIS I)
КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ. Часть 5.
По версии Олега Логинова.
КОРОЛЬ ХЛОДВИГ I
(KING CLOVIS I)
Хлодвиг I, король франков. Портрет Франсуа-Луи Дежуэна
Истинным основателем королевства франков является сын Хильдерика — Хлодвиг I (около 481-511), внук Меровея. Имя «Хлодвиг» означает «Прославившийся в боях».
Он вел активную завоевательную политику и значительно расширил владения франков, став основателем Франкского королевства. Хлодвиг присоединил к своим землям север Галлии, одержав в 486 году победу над Сиагрием, объявившим себя «царем римлян» на землях между Луарой и Сеной. Затем расширил границы своего королевства вплоть до верховий Рейна, разгромив алеманнов в битве при Толбиаке в 496 году. Около 498 года Хлодвиг принял крещение и благодаря этому получил поддержку галло-римской знати и духовенства. На протяжении всего своего правления Хлодвиг совершал многочисленные набеги на земли вестготов, окончательно разгромив их в 507 году в битве при Вуйе.
Установление Салического закона, переработанного Хлодвигом I в 508 году
Кроме того, в период его правления была издана «Салическая правда», а столицей стал Париж. С Хлодвига начинается так называемый «меровингский период» в истории Франции, который продлился с конца V века до конца VII века.
Джозеф Пол Блаанк. «Хлодвига подняли на щите, провозгласив его королем»
Хлодвиг, сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской, вступил на трон в возрасте 15 лет, после смерти своего отца. На то время франки не были единым народом, они делились на салических и рипуарских франков. Но даже и эти две большие ветви, в свою очередь, подразделялись на более мелкие «королевства», управляемые своими «королями», по своей сути являющимися лишь военными вождями. Таким образом, Хлодвиг унаследовал власть лишь над незначительной частью салических франков с центром в Турне.
Остальная Галлия, как отмечает Григорий Турский, была поделена следующим образом: «В этой же области, в южной ее части, до самой реки Луары, жили галло-римляне. По ту сторону Луары господствовали готы. Бургунды, последователи ереси ариан, жили на той стороне Роны, на которой расположен город Лион».
Часть римской территории с центрами в Суассоне и Париже из-за экспансии вестготов и бургундов первоначально была отрезана от своей метрополии — Западно-римской империи, а после того как эта империя в 476 году прекратила свое существование, вообще осталась последним клочком римской земли. Этой территорией правил Сиагрий, и по нему она получила наименование Государство Сиагрия.
Война с Сиагрием
Хлодвиг I свергает Сиагрия, 486 г.
Хлодвиг быстро понял обреченность Государства Сиагрия и на 5-м году своего правления (в 486 году) пошел на него войной, совместно со своим родственником Рагнахаром. Еще ранее, видимо, в 485 году Хлодвиг, пытаясь заручиться поддержкой и рипуарских франков, вероятно, заключил союз с их королем Сигибертом и даже, возможно, женился на его дочери, которая родила ему сына Теодориха. Христианские хронисты считали этот брак недействительным и поэтому называли ее наложницей, а ее сына признавали незаконнорожденным.
Аларих II выдает Сиагрия послам Хлодвига
В битве при Суассоне галло-римляне были разбиты. Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, прося у того убежища. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига. Отдельные группы войска Сиагрия кое-где еще сопротивлялись и после сражения под Суассоном, но их сопротивление было сломлено. Так, например, согласно «Житию преподобной Геновефы Парижской», Хлодвиг осаждал Париж пять лет, прежде чем смог его взять. Интересно, что именно Святая Геновефа организовала доставку каравана из одиннадцати судов с продовольствием для голодающего населения Парижа. Хлодвиг сначала содержал Сиагрия под стражей, а после того как захватил его владения, приказал тайно заколоть. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии до реки Луары, с главным городом Парижем. Занимая ее, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично все еще оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с влиятельными в здешних городах христианскими епископами ортодоксально-никейского вероисповедания.
Случай с суассонской чашей
Характер Хлодвига во много характеризует история с суассонской чашей, описанная в хронике Григория Турского. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась удивительной красоты чаша из какой-то церкви, которую епископ той церкви попросил ему вернуть. Хлодвиг согласился, но проблема заключалась в том, что все захваченное подлежало разделу между всеми воинами.
Жан-Леон Хуэнс (Jean-Leon Huens). «Воин разрубает чашу»
Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать ее ему сверх его доли. Но среди воинов нашелся один убежденный защитник норм военной демократии, который разрубил чашу мечом со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию».
Альфонс Мари де Невиль (Alphonse Marie de Neuville). «Хлодвиг I убивает одного из своих солдат в наказание за разбитую вазу Суассона, 486 год»
Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог.
Онфре де Бревиль Джоб (Onfray de Breville Job). «Суассонская чаша»
Когда через год ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!».
Война с тюрингами
В 491 году, на 10-м году своего правления Хлодвиг, выполняя союзнические обязательства перед королем рипуарских франков с резиденцией в Кельне Сигибертом, начал войну с тюрингами. Григорий Турский рассказывает, что рипуарские франки не хотели этой войны и стремились к миру с тюрингами, выдав даже им в обеспечение этого мира заложников. Однако тюринги перебили заложников и сами вероломно напали на франков, отняв у них все имущество. Их набег сопровождался страшными жестокостями. Они «вешали мальчиков на деревьях за срамные уды и погубили более двухсот девушек ужасной смертью: они привязали их за руки к шеям лошадей, которые под ударами палок с острым наконечником помчались в разные стороны и разорвали девиц на части; других же положили между колеями дорог, прибили их кольями к земле, прокатили по ним груженые телеги и, переломав им кости, выбросили их на съедение собакам и птицам».
Сигиберт запросил помощи у салических франков, и Хлодвиг откликнулся на эту просьбу. Он вторгся на территорию тюрингов и нанес им поражение. Хотя возможно, что это племя рейнских тюрингов было окончательно покорено лишь к концу правления Хлодвига.
Женитьба на Клотильде
Хлодвиг I, король франков и его жена Клотильда
В 493-494 годах политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих Великий после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг, хотя и сожительствовал с некой женщиной и даже имел от нее сына, будущего короля Теодориха I, в 493 году женился на Клотильде, дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада.
В Бургундии в то время правили четыре брата — Гундобад, Годегизель, Хильперик II и Годомар I. Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, приказал бросить в воду с камнем на шее его жену, потом осудил на изгнание его двух дочерей: старшую Крону (она ушла в монастырь) и младшую Клотильду. Между тем Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду. Заметив ее красоту и ум и узнав, что она королевской крови, они известили о том короля. Хлодвиг немедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жены.
Брак Хлодвига (короля франков с Клотильдой в 493 году
Тот, не смея отказать, отдал ее на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже приняла христианскую веру, основанную на Никейском символе веры.
Святая Клотильда, королева франков. Вторая жена Хлодвига I
После замужества, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала все для того, чтобы убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребенка. Хлодвиг, который, как уже отмечалось, относился к христианству с пониманием, согласился. Однако вскоре после крещения ребенок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящен именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещенный во имя вашего Христа, он скоро умрет». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество и отвечал жене: «Все сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы»
Война с алеманнами
Ари Шеффер. «Битва при Толбиаке в 496 году»
В 496 году, на 15-м году правления Хлодвига разразилась война между франками и алеманнами. Вероятно, после вторжения алеманнов в область средне-рейнских (рипуарских) франков между королем последних Сигибертом и Хлодвигом был заключен союз. В битве при Толбиаке (совр. Цюльпих) франки победили.
Король алеманнов пал в сражении, и Хлодвиг захватил большую часть земель алеманнов, а именно территорию по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна. Сигиберт в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого.
Подробнее в разделе «Битва при Толбиаке»
Сигиберт Хромой
Сигиберт Хромой (фр. Sigebert le Boiteux; убит в 507 году) — король рипуарских франков в Кельне. Известно, что он правил в 496 году и являлся родственником короля салических франков Хлодвига I. Свое прозвище получил после ранения в колено в битве с алеманнами.
В конце этого похода Хлодвиг побудил Хлодерика умертвить своего отца, при этом обещая Хлодериху королевство рипуарских франков и свою дружбу. Убийство Сигиберта произошло на охоте в Буконском лесу в том же году. Вскоре после убийства отца Хлодерих сообщил о случившемся Хлодвигу и предложил прислать к нему людей, чтобы они получили часть сокровищ Сигиберта. Хлодвиг послал людей, но с другой целью: во время осмотра казны убитого Сигиберта один из них поднял секиру и рассек Хлодериху голову. Таким образом, Хлодвиг устранил двух рипуарских королей одного за другим и вскоре присоединил их королевство к своим землям.
Крещение Хлодвига
Франсуа-Луи Арди Дежюинь. «Крещение Хлодвига в Реймсе в 496 году»
Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами.
Вернувшись домой, он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия, епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Так было принято решение креститься.
Жан-Леон Хуэнс (Jean-Leon Huens). «Крещение Хлодвига»
Крещение отпраздновали с большой помпой по всему городу и 3000 франкских солдат были крещены в тот же день. Хлодвиг стал тем, кто утвердил католицизм как доминирующую религию на Западе.
Крещение способствовало укреплению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку ортодоксального духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения.
Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения. По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.
С крещением Хлодвига связано крылатое выражение «поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся». По преданию, именно с этими словами к нему обратился святой Ремигий, призывая короля оставить язычество и обратиться в христианство.
Пьер Пюэе. Крещение Хлодвига I 25 декабря 496 г., Сан-Реми»
Заслуги Хлодвига, крестителя своей страны, перед церковью были велики. Его супруга, королева Клотильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому был характер короля, прагматичного до цинизма.
Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.
Присоединение земель рипуарских франков
Золотая монета Меровингов, 486
На правившего в Кельне короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигиберта, заявив о своей полной непричастности ко всему происшедшему.
Рагнахар перед Хлодвигом
Затем Хлодвиг замыслил захватить и земли своего союзника и родственника Рагнахара из Камбре. Он подкупил дружинников Рагнахара, послав им золотые запястья и перевязи; однако, как отмечает Григорий Турский, все эти вещи были только похожи на золотые, а на самом деле они были искусно позолочены. После чего Хлодвиг выступил против Рагнахара; сразу же после начала сражения воины Рагнахара изменили ему, захватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали их связанными Хлодвигу.
Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». И, подняв секиру, рассек ему голову, затем, обратившись к его брату, сказал: «Если бы ты помог своему брату, его бы не связали» — и убил его таким же образом, поразив секирой. После смерти обоих предатели узнали, что золото, которое они получили от короля Хлодвига, поддельное. Говорят, что, когда они об этом сказали королю, он им ответил: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предает своего господина смерти. Вы должны быть довольны тем, что остались в живых, а не умерли под пытками, заплатив таким образом за предательство своих господ». Брат Рагнахара Ригномер по приказу Хлодвига также был убит в городе Ле-Мане. Таким образом земли салических франков с центром в Камбре были присоединены к владениям Хлодвига.
Войны с вестготами
Битва Хлодвига с вестготами
К середине 490-х годов франки постепенно начали продвигаться к югу от Луары, на территорию вестготов. Уже постыдный поступок с выдачей вестготским королем Аларихом Сиагрия, нашедшего у него убежище, послам Хлодвига, говорит о том, что вестготы боялись франков. В 498 году Хлодвиг проник в Бордо, где франки захватили в плен вестготского герцога Суатрия. Впоследствии, по всей видимости, образовался вестгото-бургундский союз против франков, так как король бургундов Гундобад отсылал франкских пленных в Тулузу. Около 502 года эти столкновения закончились. Поскольку Аларих II и Хлодвиг встретились на острове посреди Луары у деревни Амбуаз в области города Тура, граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке
Между тем два короля бургундов, братья Гундобад и Годегизель начали борьбу друг с другом. Годегизель обратился за помощью против брата к Хлодвигу, обещая платить дань: «Если ты мне окажешь помощь в преследовании моего брата, чтобы я смог убить его в сражении или изгнать из страны, я буду ежегодно выплачивать тебе установленную тобой дань в любом размере». В 500 году Хлодвиг и Годегизель нанесли поражение Гундобаду в сражении на берегу реки Уш, у крепости Дижон. Гундобад бежал в Авиньон. Годегизель обещал Хлодвигу часть королевства и удалился во Вьенн, а Хлодвиг преследовал Гундобада до Авиньона, но затем внезапно вернулся в свое государство, вероятно, из-за того, что король вестготов Аларих II двинулся к его границам, а Гундобад согласится платить ему ежегодную дань. Годегизелю Хлодвиг оставил в подмогу пять тысяч своих воинов.
В 501 году Гундобад при поддержке вестготов вновь вторгся в Бургундию, осадил Годегизеля и вспомогательный отряд франков во Вьенне. Опасаясь нехватки продовольствия, Годегизель приказал изгнать из города простолюдинов. Один из них, мастер, на которого была возложена обязанность следить за городским водопроводом, показал Гундобаду проход, по которому в город поступала вода. Так с помощью измены, овладев городом, осаждающие изрубили гарнизон. Годегизель убежал в арианскую церковь, но был там убит вместе с епископом. Захваченных в плен франков Гундобад приказал отослать к королю вестготов Алариху в Тулузу. Овладев всей страной, Гундобад стал единственным королем Бургундии. В 503 году Хлодвиг и Гундобад встретились близ Оксера и заключили союзный договор.
Выдающимся политическим событием в правление Хлодвига был захват в 507-508 большей части вестготского государства в Галлии союзными франками и бургундами.
Весной 507 года Хлодвиг, совместно со своим сыном Теодорихом и сыном Сигиберта Хромого Хлодерихом двинулся в поход по направлению Тура. Затем соединился с отрядом бургундских войск, ведомых Сигизмундом, сыном Гундобада. Поход сопровождался чудесными знамениями; по словам современников, Бог благоволил новообращенному королю. Пытаясь добиться расположения галло-римского населения, Хлодвиг строго-настрого запретил своему войску грабежи местных жителей. По словам Григория Турского, смертной казни подвергся даже солдат, взявший без спроса охапку сена.
Сражение при Вуйе
Битва при Вуйе в 507 году, Хлодвиг I побеждает вестготов во Франции
Поздним летом 507 года состоялось решительное сражение между франками и вестготами на равнине Вуйе, приблизительно в 15 км северо-западнее Пуатье.
Король франков Хлодвиг в битве при Вуйе 507 год.
По свидетельству Григория Турского, хотя вестготы и имели численное преимущество над франками, Аларих II опасался вступать в битву, зная, что бо́льшая часть его войска состояла не из воинов, а из мобилизованных на войну поселенцев. Однако из-за уговоров приближённых он решился дать бой. Сражение было долгим и кровопролитным. Вероятно, вестготская конница безуспешно пыталась опрокинуть строй франкской пехоты, но так и не смогла.
Хлодвиг I, король франков, убивает Алариха II, короля вестготов, в битве при Вуйе в 507 году.
После ожесточенной битвы франки победили, причем сам Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Это стало переломным моментом в битве. После гибели короля войско вестготов дрогнуло и обратилось в бегство. Сам Хлодвиг получил во время битвы ранение, но он остался жив, «благодаря панцирю и быстрому коню».
Хлодвиг I, король франков, входит в Тулузу после победы над вестготами, 508 г.
Это поражение полностью деморализовало вестготов. В том, что одно военное поражение привело к развалу вестготского государства, не последнюю роль сыграла смерть Алариха и отсутствие объявленного взрослого наследника; в первые недели после поражения, по всей видимости, не оказалось никого, кто смог бы объединить силы вестготов. Как бы там ни было, но дальнейшее завоевание франками владений вестготов в Аквитании проходило без особых осложнений.
Предыдущая часть — Следующая часть
*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников.
Пост по теме «День королевы Клотильды»