Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ТОП САМЫХ КРУПНЫХ ПОХИЩЕНИЙ КАРТИН (TOP OF THE LARGEST ART THEFTS). По версии Олега Логинова.

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ТОП САМЫХ КРУПНЫХ ПОХИЩЕНИЙ КАРТИН

(TOP OF THE LARGEST ART THEFTS)

По версии Олега Логинова.

В этом разделе объединены кражи и грабежи, поэтому – похищения.

Согласно Книге рекордов Гиннеса самой крупной музейной кражей считается похищение 20 картин общей стоимостью около 500 млн. долларов были похищены из музея Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды) 14 апреля 1991 года.

Однако это спорное первенство. Если считать, что страховая стоимость картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» составляет миллиард рублей, то она одна дороже 20 картин Ван Гога. И значит ее кражу следует считать самой крупной.

Похищение из Лувра картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1911) — КРАЖА БЕСЦЕННОЙ КАРТИНЫ

 

21 августа 1911 года исчезла из Лувра самая дорогая, а попросту бесценная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», или «Джоконда». В ее похищении подозревали германского кайзера Вильгельма II, французского поэта Гийома Аполлинера и испанского художника Пикассо. Но оказалось, что украл ее итальянский гастарбайтер Винченцо Перруджа (Vincenzo Perugia). Он приехал из Италии в Париж в 1908 году и некоторое время работал в Лувре, наблюдая за привычками и расписанием музейных работников. Затем он отправился в галерею в том же белом халате, который носили сотрудники музея, и спрятался на ночь. После этого он вынул Джоконду из рамы и вышел через парадную дверь, как только музей открылся на следующий день, неся картину под халатом. Позже он был арестован после попытки продать картину в Италии.

В ходе следствия и на суде Перуджа настаивал, что похитил «Джоконду» из Лувра, чтобы вернуть ее в Италию, откуда, по его словам, картину «украл Наполеон». Патриотизм итальянца пришелся по душе судьям, и Винченцо за кражу века отделался всего годом тюремного заключения.

Подробнее в статье «Кража века»

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме. (1991) — САМАЯ БОЛЬШАЯ СТОИМОСТЬ ПОХИЩЕННЫХ КАРТИН (500 млн. долларов)

13 апреля 1991 года двое грабителей спрятались в музее Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды) после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз и неспешно приступили к обходу экспозиции, выбирая полотна подороже. На это они потратили почти час. Потом загрузили в автомобиль охраны 20 похищенных полотен, в том числе всемирно известные «Подсолнухи» и  «Едоки картофеля» Ван Гога из его раннего творчества.

Однако где-то они прокололись, поскольку почти сразу же за ними была организована погоня полиции. Осознав, что от преследователей не оторваться, музейные воры бросили машину с крадеными картинами. К сожалению, практически все полотна были повреждены, особенно три из них.

Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner Museum) в Бостоне. (1990) – ЭКС-САМАЯ БОЛЬШАЯ СТОИМОСТЬ ПОХИЩЕННЫХ КАРТИН (300 млн. долларов)

18 марта 1990 года в 1 час 24 минуты ночи охранник музея Изабеллы Стюарт Гарднер увидел на дисплее устройства, контролировавшего боковой вход в здание, двух затянутых в ремни и поблескивающих бляхами полицейских. Охранник открыл дверь и впустил стражей порядка в музей. Они объяснили, что в полицию поступил сигнал о попытке ограбления и необходимо срочно обыскать здание. По требованию полицейских охранник вызвал по радио своего напарника, который в это время был на обходе музея. И в результате, вскоре оба охранника оказались в наручниках с заклеенным скотчем ртами. А лжеполицейские спокойно и деловито приступили к краже картин. За час с небольшим они вырезали из рам две картины Рембрандта: «Дама и господин в чёрном» и «Шторм в Галилее» (единственный морской пейзаж художника), одно полотно Эдуарда Мане, пять рисунков и акварелей Дега и, наконец, жемчужину музейной коллекции – картину Вермеера из Делфта «Концерт». Большой автопортрет молодого Рембрандта в шляпе с пером, написанный на доске, воры сняли со стены, но, решив, что тот слишком тяжёл, бросили его. Затем они безуспешно пытались открыть витрину, где хранилось боевое знамя наполеоновской гвардии. Но гвардия грабителям не сдалась. Однако те компенсировали свою неудачу со знаменем императорским орлом, украшавшим витрину.

Прихватив ещё один офорт Рембрандта и бронзовый китайский кубок, датированный 1200 г. до н. э., а также все кассеты из видеокамер, грабители покинули музей.

Только пять часов спустя пришедшие на службу сотрудники музея обнаружили кражу и двух охранников, прикованных к трубам отопления в подвале. По подсчётам экспертов, общая стоимость похищенного составила около 300 миллионов долларов.

Одного Вермеера оценили в 100 миллионов. Так, что ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер стало самым крупным музейным ограблением второй половины ХХ века. А главное оно осталось нераскрытым, несмотря на объявленную награду в 5 миллионов долларов за сведения о местонахождении шедевров.

Спустя 23 года ФБР объявило, что преступление раскрыто. Только раскрыто оно было как-то странно преступники не задержаны, картины не изъяты. Просто ФБР заявило, что установило личности грабителей, принадлежащих к некоей известной организованной группировке, и выяснило, что часть похищенных картин была перевезена в Коннектикут, и еще часть — в Филадельфию.

В музее Гарднер напоминанием об этой истории остались 13 пустых рам, поскольку Изабелла в завещании строго настрого запретила перемещать экспонаты.

Ограбление музея Эмиля Бюрле (Buhrle Collection) в Цюрихе. (164 млн. долларов).

10 февраля 2008 года трое грабителей в масках средь бела дня ворвались в цюрихский фонд «Коллекция Э. Ж. Бюрля». Там они, угрожая оружием, заставили посетителей и персонал музея лечь на пол. После чего, держа их «на мушке», сняли со стен полотна «Мальчик в красной куртке» Поля Сезанна, «Цветущий каштан» Винсента ван Гога, «Маковое поле близ Ветейя» Клода Моне и «Луи Лепик и его дочери» Эдгара Дега, общей стоимостью в 163 миллиона долларов. За информацию о грабителях была объявлена награда в размере 100 млн. швейцарских франков. И может быть, это помогло. Вскоре две картины из похищенных, кисти Моне и Ван Гога, были обнаружены в незапертом автомобиле, припаркованном у психиатрической клиники неподалеку от здания фонда.

Это ограбление считается одним из самых счастливых для музейщиков. Мало того, что половину картин быстро нашли, так грабители оказались дилетантами в живописи. По мнению полиции, воры сняли первые попавшиеся картины, поскольку самые дорогие полотна остались нетронутыми.

Кража из Парижского музея современных искусств. (135 млн. долларов).

 

21 мая 2010 года грабитель в черной маске перекусил клещами подвесной замок на ограде, потом с помощью альпинистского снаряжения пробрался через окно в Национальный музей современного искусства в Париже. Злоумышленнику удалось украсть пять картин стоимостью 135 миллионов долларов: «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо, «Пастораль» Анри Матисса, «Оливковое дерево» Жоржа Брака, «Женщина с веером» Амедео Модильяни и «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже. Как позже стало известно, новая система сигнализации музея не функционировала в течение нескольких недель. Правда работала система видеонаблюдения, но трое сторожей по ней ничего не видели. И не услышали, как похититель забирается в музей и выбирается из него.

9 крупнейших ограблений мира

То, что музей обокрали, охранники обнаружили только около семи утра, перед самым открытием. А вообще, кража получилась как в кино: сложная, красивая, успешная.

Но через полтора года после кражи сыщики вычислили и вора. Им оказался серб Вьеран Тимич, получивший прозвище «Человек-паук» за способность искусно ползать по стенам зданий. До того, как залезть в Музей современного искусства, Томич уже обворовал несколько музее и дорогих домов. А потом арестовали и его сообщников – антиквара Жан-Мишеля Корвеза и часовщика Йонатана Бирна, который прятал похищенные картины. Все они предстали перед судом. Вьеран Тимич получил 8 лет лишения свободы, Корвез – 7, а Бирн- 6. Кроме того они получили общий штраф на сумму в 110 млн. долларов за украденные картины и персональным штрафам в размере от 150 до 200 тыс. евро. На суде Йонатан Бирн заявил, что выбросил картины в мусорный бак. И хотя ему не поверили, но отыскать их так и не смогли.

Ограбление «Расборо-хаус». (100 млн. долларов)

Ирландский замок Рассборо-Хаус под Дублином в Ирландии давно облюбовали грабители. В этом замке находится одна из лучших в мире частных коллекций живописи старых мастеров, собранная баронетом сэром Альфредом Бейтом, одному из владельцев алмазной фирмы «Де Бирс».

В мае 1966 года банда Мартина Кэхилла по прозвищу Генерал по-тихому ночью проникла в поместье и вынесла оттуда 18 полотен, общей стоимостью 100 млн. долларов: в том числе самую ценную — «Даму со служанкой, пишущую письмо» Вермера, а также картины Гойи, Гейнсборо и две Рубенса. 7 картин полиция вскоре нашла вместе с брошенным автомобилем, остальные долго находились в розыске, но все же были найдены много лет спустя. Кэхилл лично принимал участие в той краже. Живопись его не интересовала. Но он задался целью стать британским наркобароном и ценные полотна нужны ему были как залог поставщикам наркотиков.

Подробнее в статье «Мартин Кэхилл».

Ограбление музея Мунка в Осло. (97,2 млн. долларов).

9 крупнейших ограблений мира

Для тихой и спокойной Норвегии происшествие 22 августа 2004 года стало настоящим шоком. Средь бела дня в Осло вооруженные грабители ворвались в музей художника Мунка. Пока один из налетчиков держал посетителей и служителей музея под прицелом, его сообщники сорвали со стен картины Эдварда Мунка «Мадонна» и «Крик», после чего грабители выбежали из здания, сели в автомобиль Audi черного цвета и скрылись. Рамы от полотен были позже найдены в другой части города, холсты из них были вырезаны.

Обе картины, созданные Мунком в 1893 году, являются одними из самых известных работ художника-экспрессиониста. На картине «Крик» изображена расплывающаяся человеческая фигура под кроваво-красным небом, символизирующая панический страх. А на полотне «Мадонна» изображена обнаженная женщина с длинными темными волосами и красным нимбом вокруг головы. Стоимость картин составляла баснословные суммы. На тот момент «Крик» оценивался в 81 миллион долларов, а «Мадонна» — в 16,2 млн.

Надо отдать должное норвежской полиции, она сумела найти и картины, и грабителей. 23 апреля 2007 года трое музейных налетчиков получили увесистые сроки: Петтер Таральдсен (девять с половиной лет), Бьорн Хон (девять лет), Стиан Скьольд (пять с половиной лет). Они отказались помогать полиции в поиске местонахождения картин, но полотна были найдены и без их участия. Правда, в несколько потрепанном виде. На картине «Мадонна» появилась дырка размером 2,5 сантиметра, а у полотна «Крик» был поврежден угол. Но специалисты заявили, что повреждения только добавят этим шедеврам ценности.

Ограбление музея замка Друмланриг, Шотландия. (60 млн. фунтов стерлингов – 90 млн. долларов).

27 августа 2003 года двумя посетителями шотландского замка Друмланриг герцога Бакклью была похищена картина великого Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном». Замок открыт для свободного посещения всех желающих ознакомиться с одной из самых великолепных художественных коллекций в Великобритании, чем злоумышленники и воспользовались. Двое мужчин купили билеты, зашли в открытую для посетителей галерею замка, скрутили смотрительницу музея и вытащили картину на улицу, где их ждал белый автомобиль, обнаруженный впоследствии брошенным в нескольких километрах от замка.

Картина да Винчи, страховой стоимостью 60 млн. фунтов стерлингов, к счастью не пропала бесследно. Она была обнаружена в 2007 года в ходе спецоперации британской полиции.

Кража из Музея искусств в Сан-Паулу. (56 млн. долларов).

Ранним утром 20 декабря 2007 года похитители умыкнули из Музея искусств в бразильском городе Сан-Паулу картину Пикассо «Портрет Сюзанны Блох» стоимостью 50 млн. долларов и полотно бразильского художника Кандидо Портинари «Сборщики кофе» стоимостью 6 млн. долларов. У воров оказалась губа не дура из экспозиции музея они отобрали, возможно, лучшие картины, которые висели в разных залах. Само же ограбление длилось всего 3 минуты: воры выбрали момент, когда вся охрана музея находилась на другом этаже.

На сей раз полиция сработала хорошо. Благо видеокамеры запечатлели лица преступников. 8 января 2008 года похитители были задержаны, а картины, приготовленные к отправке, были изъяты в квартире одного из них. Выяснилось, что заказчиком преступления был коллекционер из Саудовской Аравии.

Кража из Музея «Шакара ду Сеу» в Рио-де-Жанейро. (50 млн. долларов)

Карнавал в Бразилии – это яркое и радостное событие. Увы. Порой оно омрачается черными и совсем нерадостными делами.

На карнавал в Рио-де-Жанейро в 2006 году съехалось 700 тысяч туристов со всего света, для которых бразильцы устроили настоящий праздник. Маршрут праздничной демонстрации, танцующей под звуки самбы пролегал неподалеку от бывшего особняка известного в Бразилии мецената и коллекционера живописи Раймундо Оттони де Кастро Майя. После того как дом был передан в собственность министерства культуры Бразилии, в нем расположился Музей «Шакара ду Сеу».

Когда 24 февраля 2006 года карнавальное шествие приблизилось к музею и все вокруг потонуло в шуме, в особняк ворвались четыре человека, одетые в карнавальные костюмы одной из школ самбы. Они были вооружены пистолетами и гранатой. И под угрозой оружия заставили сотрудников музея выключить камеры наружного наблюдения. А посетителей заперли в одном из залов музея, отобрав у деньги и фотоаппараты. Потом сняли со стен самые ценные картины музея: «Танец» Пабло Пикассо, «Два балкона» Сальвадора Дали, «Люксембургский сад» Анри Матисса и один из морских пейзажей Клода Моне. И скрылись в бушующем море карнавала на улицах. Стоимость похищенных произведений искусства составила около 50 млн. долларов США.

Кража из Музея Винсента Ван Гога (Van Gogh Museum) в Амстердаме. (30 млн. долларов).

Ночью 7 декабря 2002 из музея Ван Гога в Амстердаме были похищены две картины Ван Гога — «Вид на море у Схевенингена» и «Прихожане, посещающие реформатскую церковь в Нюэнене». Злоумышленники по приставной лестнице забрались на крышу музея, а через — нее в зал. Пропажа была обнаружена рано утром перед открытием музея. Полиция нашла лишь разбитое окно и трехметровую лестницу, которую использовали преступники. Обе похищенные картины оценивались по 15 млн. долларов.

wikiart.org

В 2003 года были арестованы и позже приговорены к 5 годам тюрьмы два человека, которым  было предписано выплатить 350 тысяч евро компенсации за причиненный ущерб. Похищенные картины так не были возвращены, и, вследствие пробелов в голландском законодательстве, по прошествии 20–30 лет оба преступника смогут потребовать признания за ними права собственности на похищенные произведения.

Ныне оба похищенных полотна оцениваются в 30 млн. евро каждое. Причем, на момент кражи она не были застрахованы. Но можно сказать, что все хорошо, что хорошо кончается.

В январе 2016 года итальянская финансовая гвардия обнаружила обе пропавшие картины в убежище одного из главарей неаполитанской мафии — каморры в ходе рейда по борьбе с контрабандой наркотиков

Ограбление Национального музея Швеции. (36 млн. долларов)

Почему-то именно в Швеции грабители действуют наиболее эффектно. 23 декабря 2000 года они устроили настоящую операцию, чтобы ограбить национальный музей Стокгольма. Сначала они заминировали несколько автомобилей вокруг музея. Пока полиция была занята взрывами, трое налетчиков ворвались в музей. Один из них наставил автомат на охрану, а двое, уложив под угрозой пистолетов посетителей на пол, заработали ножами, вырезав из рам «Автопортрет» Рембранта и две картины Ренуара – «Юная парижанка и «Разговор с садовником». С места преступления налетчики скрылись на моторной лодке, разбросав по пути к набережной гвозди, чтобы затруднить полиции преследование.

Ренуар. Девушки в черном. © Wikimedia Commons Ренуар. Разговор, 1878. © Wikimedia Commons

Спустя несколько месяцев полисмены случайно обнаружили «Разговор с садовником» в мешке с марихуаной во время рейда по борьбе с наркобизнесом. Наркоторговцев прижали к стенке и они выдали похитителей картин, а те — уже оставшиеся две картины. За 5 лет расследования пропажи полотен были арестованы 13 человек, 8 из них получили тюремные сроки. Все картины в целости и сохранности возвращены на свои законные места.

Кража из Будапештского музея изобразительных искусств. (35 млн. долларов)

6 ноября 1983 года ночью из старой галереи Будапештского музея изобразительных искусств под покровом темноты похитили семь шедевров итальянских художников – Рафаэля, Джорджоне, Тинторетто, Тьеполо, в том числе такие известные как «Мадонна Эстергази» и портрет «Пьетро Бембо» Рафаэля. Цена на мировом рынке составляла как минимум 35 миллионов долларов. Ограбление музея, небывалое до тех пор по ценности украденных полотен, сразу же окрестили как «ограбление века».

Венгрия жила еще с социалистической безалабереностью. За шесть дней до ограбления система сигнализации вышла из строя и до сего дня не действовала. Стена здания, покрытая строительными лесами, предоставила ворам возможность вскарабкаться наверх и забраться на балкон на фронтоне. Однако и воры вели себя удивительно беспечно. Они оставили после себя пластиковый пакет, несколько разноцветных веревок итальянского производства, итальянскую отвертку и несколько отпечатков пальцев.

Это дало основание полагать, что к краже причастны итальянцы. Венгрия обратилась за помощью к Интерполу. И специалисты из Интерпола вскоре помогли венгерской полиции раскрыть преступление. Сначала были задержаны два венгра, помогавшие итальянским похитителям картин. В тайнике дома одного из них отыскали портрет «Пьетро Бембо» работы Рафаэля. Хозяин дома утверждал, что не знает, где находятся остальные шесть картин, а эту он придержал у себя, чтобы гарантировать получение 10 000 долларов, которые им обещали за участие в музейной краже. Потом были задержаны итальянцы Джакомо Морини, Антонио Руоччо и Дженнаро Поликано. Они ушли в несознанку, но Интерпол заподозрил, что картины находятся у греческого мультимиллионера и организовал утечку информации об этом. Вскоре в Управлении полиции раздался анонимный телефонный звонок. Было сказано, что поиск надо вести в саду монастыря, находившегося недалеко от города, и довольно быстро группа греческих полицейских отыскала спрятанный среди оливковых деревьев зеленый чемодан, в котором оказались шесть пропавших картин, аккуратно свернутых и неповрежденных.

Во всяком случае, греческий мультимиллионер знал, что на его след вышли полицейские органы нескольких стран. Спустя шесть дней в Управлении полиции раздался анонимный телефонный звонок. Было сказано, что поиск надо вести в саду женского монастыря греческого города Итеа. Там полицейские нашли спрятанный среди оливковых деревьев зеленый чемодан, в котором оказались шесть пропавших картин, аккуратно свернутых и неповрежденных.

За отсутствием доказательств греческий мультимиллионер и его посредник, получивший картины от итальянских курьеров, так и не были арестованы, но шедевры живописи вернулись в Будапештсий музей. А благодарное правительство Венгрии наградило медалью Бумедьена Беруге — французского полицейского, возглавлявшего в то время группу Интерпола, расследовавшую эту кражу.

Кража из музея Кюнстхал (Kunsthal Museum). (24 млн. долларов)


Воры проникли в музей Кюнстхал в Роттердаме (Нидерланды) ночью 16 октября 2012 года через задний аварийный выход и выкрали в течение всего трёх минут шедевр Поля Гогена 1888 года под названием «Девушка у открытого окна» наряду с шестью другими картинами, таких художников как Пабло Пикассо, Клод Моне (Claude Monet), Анри Матисс (Henri Matisse), и Люсьен Фрейд (Lucian Freud) на общую сумму в порядка 150 миллионов долларов. Одним из самых ценных произведений считается работа Пабло Пикассо «Голова Арлекина», за несколько лет до кражи её продавали на аукционе за 16 миллионов долларов. 26 ноября румын по имени Раду Догару (Radu Dogaru) был арестован за кражу и, в конечном счете, приговорён почти к семи годам лишения свободы. Второй вор, Адриан Прокоп (Adrian Procop) был арестован в Берлине 6 декабря. Все картины, в том числе картина Гогена, до сих пор считаются пропавшими.

Хотя Догару и признал себя виновным в совершении преступления, но подал иск против музея из-за того, что ограбление удалось ему слишком легко, и музей не использовал сигнализацию для защиты ценных произведений искусства. Его мать Ольга Догару утверждает, что она сожгла картины, чтобы защитить своего сына и власти нашли соответствующую золу и гвозди, соответствующие эпохе написания картин, в её камине. А до этого она не придумала ничего лучше, как закопать шедевры на кладбище в деревне Караклиу в Румынии.

В конце концов, воры Раду Догару и Евген Дари получили по 6 лет и 8 месяцев лишения свободы каждому. А вандал Ольга Догару – 2 года неволи за соучастие.

Кража из церкви Святого Лоренцо в Палермо. (20 млн. долларов).

Самые дорогие украденные предметы искусства

В октябре 1969 года два вора вошли в алтарь церкви Святого Лоренцо в Палермо и вырезали картину Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лоренцо» из рамы. Эксперты оценили шедевр в 20 миллионов долларов. Позднее стало известно, что украденная картина некоторое время была в собственности главаря сицилийской мафии Джерландо Альберти. В 2009 году киллер Гаспаре Спатуцца на суде рассказал, что полотно хранили на ферме семьи Пуллара, где к шедевру относились просто варварски, когда поняли, что продать его не удастся. В результате его частично съели свиньи и крысы. После этого одно из последних творений Караваджо было сожжено.

Ограбление музея Мармоттан в Париже. (20 млн. долларов)

13 октября 1985 года вооруженные грабители в масках ворвались в музей Мармоттан в Париже уложили на пол вниз лицом посетителей и охранников и принялись снимать картины со стен. Грабители оказались разбирающимися в искусстве. Они похитили десять настоящих живописных шедевров, принадлежащих кисти Моне, Ренуара и Моризо. Достаточно сказать, что только одна из этих картин — легендарное полотно Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», давшее название направлению импрессионизма, стоило сумасшедших денег. А общая стоимость похищенного, по оценкам экспертов, составила 20 миллионов долларов. Однако известность картин является их защитой. Преступники не смогли продать столь известные полотна. И в результате спустя пять лет, все похищенные шедевры были обнаружены на заброшенной вилле на юге Корсики, в Порто‑Веккио.

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Рейтинг по теме «Самые дорогие картины»

Оставьте отзыв