САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ ДОМУШНИК
(BORIS VENGROVER)
Квартирных воров в СССР было много. А профессия домушника — весьма распространенной в уголовной среде. В основном домушники были малопривлекательными личностями. А потому обаятельный и изобретательный Борис Венгровер на их фоне выглядит «белой вороной».
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ
До революции своего рода элитой воровского мира были польские воры. А за ними стояли еврейские воры, тоже отличавшие в своем ремесле искусством и выдумкой. Рувим Венгровер был еврейским вором, и, говорят, весьма неплохим. Но когда после революции в Иркутске воровать в квартирах стало особо нечего, он переквалифицировался в налетчика и стал участвовать в грабежах складов и магазинов. А это уже другая статья и иная мера наказания. Когда Рувим Венгровер попался, с ним не стали церемониться и поставили к стенке.
Но отцовские гены передались его сыну Борису. Воровать он начал рано, но до поры до времени его пытались перевоспитывать. Разговоры не помогали и в 17 лет его отправили в колонию. Сидел он недолго, а после освобождения отправился путешествовать по стране.
Складывается впечатление, что при всех своих криминальных наклонностях, у Венгровера была бездна обаяния. Он умел находить общий язык с людьми, нравился женщинам и любил возиться с детьми. Из Иркутска он отправился в теплые края, и устроился на работу пионервожатым в Северной Осетии. Но официальная работа для него всегда оставалась вроде хобби, основной его деятельностью были квартирные кражи. И после одной из них его задержали в Орджоникидзе. Однако ему удалось сбежать из-под стражи, после чего он «всплыл» уже в Ленинграде. Там его тоже поймали и отправили по этапу в Иркутск, где за ним числились кое-какие грехи. Но и там он тоже сбежал, а вместо того, чтобы прятаться в какой-нибудь глухомани, отправился прямиком в столицу. В Москве в 1937 году Борис промышлял не долго. Московская милиция его поймала, но удержать не смогла. Он опять сбежал. В те пору он специализировался на кражах из госучреждений. И когда в 1938 году его снова отловили, на его счету уже значилось три десятка таких преступлений. Его осудили о отправили отбывать наказание в Темлаг в Мордовии. Однако тупо валить лес, претило артистической натуре Венгровера, и вскоре он совершил очередной побег. После чего отправился в полюбившуюся ему Москву.
ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА
Песня Марка Лисянского и Сергея Аграняна на музыку Исаака Дунаевского со словами: «Дорогая моя столица, Золотая моя Москва» появилась на свет в 1942 году. Но еще раньше, в 1938 году вор Борис Венгровер пришел к выводу, что по сути единственный дорогой город в СССР – это Москва. И если где и заниматься квартирными кражами, то только там.
В столице Венгровер собрал воровскую шайку, в которую входили около 8 человек. Ее особенность была в том, что уголовников среди них не было. Все ее члены, кроме Венгровера были комсомольцами, которые в своей повседневной жизни вели жизнь обычных советских людей, а то ли из-за тяги к романтике или из-за потребности в деньгах еще и лазали в чужие квартиры. Непосредственно на дело с Венгровером ходили 1-2 человека, другие подвизались на второстепенных ролях, выискивали квартиры зажиточных людей, выясняли их распорядок дня и занимались сбытом похищенных вещей. Одним из членов этой шайки оказался приятель Бориса по Иркутску Изя Дворецкий, который учился в Москве на юриста. Как-то он привел Венгровера в дом к племяннице Феликса Дзержинского – Ядвиге, за дочкой которой ухаживал. Изе нравилась дочка Зося, а Борису понравилась ее мать. В ту пору ему было 22, а Ядвиге – 38. Но разница в возрасте не помешала им сойтись. Вообще, Ядвиге не очень-то везло на мужчин. Только официально она была замужем четыре раза. Но семейная жизнь как-то не складывалась. Например, с последним мужем цыганским певцом Савельевым она рассталась уже через два месяца после свадьбы. Наверное, Ядвига интуитивно чувствовала, что мужчин, с которыми она сходилась, больше интересовала ее фамилия, чем душа. И вероятно, с Борисом все было иначе. В него она по-настоящему влюбилась. Он был молод, красив, никогда не просил денег, а когда брал в руки гитару, мог растрогать до слез грустными песнями про лагерную неволю.
И все у Венгровера складывалось очень даже неплохо. Дела шли как по маслу. На тот момент его шайка совершила уже не менее 60-ти удачных краж. И деньги водились, и любовь была. Сгубили вора понты. Он со своей шайкой совершил уникальную кражу, которая быстро стала легендой в уголовном и мире и остается таковой по сей день.
Каким-то образом Венгровер прознал, что комиссар милиции 3-го ранга, собирается переезжать на новую квартиру. В документальном фильме из серии «Следствие вели…» с Леонидом Каневским даже назвали его фамилию – Полукаров. Действительно, в 1939 году Александр Полукаров был начальником управления милиции Московской области. Он подготовился к переезду и даже сам вынес к подъезду чемоданы с вещами. Вскоре подкатил грузовик, из кузова которого выскочили несколько милиционеров в форме, которые должны были все погрузить и перевезти на новую квартиру комиссара. Но спустя минут десять как они уехали с вещами, к дому подъехал еще один грузовик на сей раз с настоящими милиционерами, а не переодетыми ворами, как предыдущие грузчики.
Скандал получился на всю первопрестольную. А милиция стала носом рыть землю, чтобы отыскать воров, выставивших ее начальника на посмешище.
ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ
Персона домушника Венгровера обросла ярлыками и легендами. Например, везде отмечают его неуловимость и крайнюю осторожность. В определенной мере так оно и было, но не совсем, неуловимого Венгрвера, если у него на счету шесть побегов, ловили как минимум восемь раз. Осторожный Венгровер, и газету со своими пометками в обворованной квартире забывал и отпечаток пальца на бутылке с шампанским оставил, по которому его поймали в последний раз в 1960-х. А уж с хозяевами обворованных квартир он сталкивался нос к носу просто несчетное количество раз. И всякий раз его спасала находчивость. Во время войны он залез в квартиру офицера штаба Московского военного округа. Неожиданно вернувшийся со службы хозяин жилища при виде незваного гостя выхватил пистолет. Но Венгровер не растерялся, представился сотрудником военной контрразведки «Смерш» и заявил, что по указанию руководства он проводит в квартире негласный осмотр. И при этом был так убедителен, что заставил полковника отдать ему табельное оружие и усадил его писать объяснение о связях с врагами народа. А пока тот писал, Борис ретировался. Спустя четверть века в похожей ситуации он так же благополучно выкрутился, только выдавал себя уже не за контразведчика, а за сотрудника БХСС.
Ядвига Дзержинская
Но идеализировать Венгровера вряд ли стоит. Когда его взяли с поличным 20 декабря 1939 года после кражи из квартиры на улице Пушкина в Москве, он с легкостью сдал всех своих подельников, про которых милиция ничего не знала. А главное не пожалел и Ядвигу. Он рассказал, что она была в курсе его дел и даже по его просьбе продавала женские краденые вещи, за которые он отдавал ей треть вырученных денег.
Мало того, что репутация племянницы «Железного Феликса» была безнадежно испорчена. В спецсообщении руководству НКВД от 31 декабря 1939 года было указано, что она сожительствовала аж с четырьмя ворами. Но еще и ее жизнь была сломана. Ядвига Дзержинская была приговорена к 8 годам лишения свободы.
ПОДВЕРСТКА:
Борис Венгровер считается прототипом Юрия Деточкина из фильма «Берегись автомобиля». Пишут, что он, когда работал учителем физкультуры, в Москве, оплачивал детям из своего кармана абонементы для посещения бассейна и построил детский городок в Рязанской области. Но в его уголовном деле упоминаний об этом нет.
Олег Логинов