КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 20
По версии Олега Логинова.
ПИРРОВА ВОЙНА
(PYRRHIC WAR)
Джонни Шумате (Johnny Shumate). «Царь Пирр»
Пирр (Pyrrhus от др.-греч. «рыжий, огненный») царь Эпира (307-302 и 296-272 до н. э.) и Македонии (288-285 и 273-272 до н. э.).
Пирр был троюродным братом и двоюродным племянником Александра Македонского (отец Пирра, Эакид — двоюродный брат и племянник Олимпиады, матери Александра). Многие современники Пирра считали, что сам Александр Македонский возродился в его лице.
В начале III века до н. э. Рим пытался расширить свое влияние на итальянском полуострове и задался целью покорить полисы Великой Греции. Пиррова война (280-275 годы до н. э.) началась как незначительный конфликт между Римом и городом Тарентом по поводу нарушения военно-морского соглашения одним из римских консулов. Тарент помог греческому правителю Пирру Эпирскому в его конфликте с Керкирой, и попросил, в свою очередь, военную помощь Эпира. Пирр выполнил свое обязательство перед Тарентом и оказался вовлечен в сложную борьбу.
Робби МакСвини. «Армия Эпира»
Сначала он отправил на помощь Таренту своего военачальника Милона, который с частью армии царя высадился в Италии и выступил против консула Луция Эмилия Барбулы и атаковал его войско, двигавшееся по узкой дороге вдоль берега моря. С одной стороны дороги были горы, с другой — стоявший на якоре тарентинский флот, стрелявший по римлянам из скорпионов.
Тогда Луций Эмилий прикрыл фланг своего войска пленными тарентинцами и этим заставил врага прекратить обстрел, после чего вывел армию из-под удара. Фактически это стало первым военным столкновением между эллинистическим миром и римским.
Наступление зимы приостановило военные действия римлян с Тарентом.
Звонимир Грбашич. «Высадка армии Пирра в Италии»
С наступлением весны 280 года до н.э. в Италию отправился сам Пирр, поручив управление своим царством молодому сыну Птолемею. Не переждав поры весенних, бурь, он вышел с войском в море; с ним были 20 000 человек пехоты, 2000 лучников, 500 пращников, 3000 всадников, 20 боевых слонов. Северный ураган настиг флот среди Ионического моря и рассеял его; большая часть судов потерпела крушение на подводных камнях и на мелях, одному только царскому кораблю с большим трудом удалось приблизиться к итальянскому берегу; но высадиться не было никакой возможности; ветер переменился и грозил совсем отнести корабль; тут наступила еще ночь; крайне опасно было вновь подвергнуться бурным волнам и урагану. Пирр кинулся в море и пустился вплавь к берегу; это был крайне отчаянный поступок; ужасною силой буруна его то и дело отбивало от берега; наконец, утром на рассвете ветер и море улеглись, и изнуренный царь волною был выброшен на берег Мессапии. Здесь его встретили с радушием. Понемногу стали собираться некоторые из спасшихся кораблей и высадили 2000 человек пехоты, несколько всадников, двух слонов. Пирр поспешил с ними в Тарент. При восторженных криках народа он вошел в город.
Появление Пирра в Италии произвело там чрезвычайное впечатление, и придало союзникам уверенность в успехе. Кроме Тарента, Пирра поддерживали Метапонт и Гераклея.
Анхель Тодаро. «Послы Тарента в римском лагере перед консулом Лусио Эмилио Барбулой»
Предварительно он послал к римлянам вестника, предложив им без войны получить от италиотов законное удовлетворение, а его, Пирра, сделать при этом судьей и посредником. Когда же Левин ответил, что римлянам его посредничество не нужно, а война с ним не страшна,
БИТВА ПРИ ГЕРАКЛЕЕ. 280 год до н. э.
Первая крупная битва римлян с эпирцами произошла в 280 до н. э. при Гераклее в Южной Италии. Римской армии под командованием консула Публия Валерия Левина противстояли войска греческой коалиции Эпира, Тарента, Фурий, Метапонта и Гераклеи под предводительством царя Пирра Эпирского. Победу Пирру принесли его 30 боевых слонов, которых римляне видели впервые.
Подробнее в разделе «Битва при Гераклее»
ПЕРЕГОВОРЫ
Бартоломео Пинелли (Bartolomeo Pinelli). «Пирр, царь Эпира, пытается запугать римского посла слоном»
Это сражение показало стабильность Римской республики. Пирр ожидал, что италийские племена, враждебные римлянам, поддержат его. Однако к тому времени римляне настолько укрепили свое положение в регионе, что на стороне Пирра выступили лишь несколько городов.
Пирр послал своего советника Кинея в Рим с предложениями о мире, а сам собрал силы своих союзников и медленно двинулся в сторону Центральной Италии.
Анхель Тодаро. «Киней Фессалиец в Риме перед Сенатом».
Пирр говорил, что Киней своими речами взял больше городов, чем он сам с мечом в руках, и всегда оказывал этому человеку высокое уважение и пользовался его услугами. Но в Риме Киней не смог добиться, чего хотел.
Киней взял с собой в Рим дорогие подарки, которые преподнес самым влиятельным личностям, их женам и детям. Но, не зная греческой традиции, они восприняли это как попытку подкупа и отказались от даров. Тем не менее, большинство в сенате, по-видимому, было склонно принять несомненно суровые условия эпирского царя и заключить с ним мир. Но один человек оказался против.
Чезаре Маккари. «Аппий Клавдий в сенате»
Плутарх написал так: «Тем временем о царском посольстве узнал Аппий Клавдий. Прославленный муж, он по старости и слепоте уже оставил государственную деятельность, но, когда распространились слухи, что сенат собирается принять решение о перемирии, не выдержал и приказал рабам нести его на носилках через форум в курию.
Танкреди Скарпелли (Tancredi Scarpelli). «Аппий Клавдий убеждает сенат отклонить предложение Пирра о мире. 280 год до н.э.»
У дверей его окружили сыновья и зятья и ввели в зал; сенат встретил его почтительным молчанием. А он, тотчас же взяв слово, сказал: «До сих пор, римляне, я никак не мог примириться с потерею зрения, но теперь, слыша ваши совещания и решения, которые обращают в ничто славу римлян, я жалею, что только слеп, а не глух».
Аппий Клавдий Слепой обращается к римскому сенату
Аппий Клавдий пристыдил римлян. Его речь внушила сенаторам решимость продолжать войну, и они отослали Кинея, передав с ним такой ответ: пусть Пирр уходит из Италии и тогда, если хочет, ведет переговоры о дружбе, а пока он остается с войсками в Италии, римляне будут воевать с ним, доколе хватит сил, даже если он обратит в бегство еще тысячу Левинов.
Вскоре римляне отправили к Пирру посольство под командованием римского офицера Гая Фабрициуса Лускина с намерением выяснить вопрос о выкупе римских пленных или их обмене на такое же количество тарентийских пленников или союзников.
Фердинанд Болл. «Бескорыстие Гая Фабрициуса»
Плутарх написал об этом так: «После этого к Пирру отправилось из Рима посольство вести переговоры о пленных, и среди послов был Гай Фабриций, человек крайне бедный, но доблестный и воинственный, чье слово, как утверждал Киней, было для римлян решающим. Пирр наедине дружелюбно убеждал его принять в подарок золото, уверяя, что дает ему деньги не в награду за позорную измену, а просто в знак дружбы и гостеприимства.
Фердинанд Болл. «Бесстрашие Фабриция в лагере Пирра»
Фабриций отказался, и Пирр в тот день ничего больше не предпринял, но, желая поразить римлянина, никогда не видавшего слона, приказал на следующий день во время переговоров поставить самое большое из этих животных позади послов, скрыв его занавесом. Так и было сделано: по знаку царя занавес отдернули, слон неожиданно протянул хобот над головой Фабриция и оглушительно затрубил. Но тот спокойно улыбнулся и сказал Пирру: «Право, сегодня вид этого чудовища смутил меня не больше, чем вчера – золото».
БИТВА ПРИ АСКУЛУМЕ. 279 до н. э.
Павел Глобек (Pavel Glodek). «Битва при Аскулуме»
Переговоры о мире и союзе между Эпиром и Римом затянулись, поэтому Пирр выступил из Тарента и вступил в бой с римлянами в 279 до н. э. близ города Аускулума (ныне Асколи-Сатриано) в Италии.
Битва продолжалась в течение двух дней. Как и в битве при Гераклее столкновение легионов с фалангами продолжалось до тех пор, пока слоны при поддержке легкой пехоты не сминали римские линии. На этот случай были оставлены устройства против слонов, которые в течение короткого времени доказали свою эффективность. Однако они были захвачены. Слоны затем атаковали римскую пехоту. Пирр одновременно приказал атаковать кавалерии, которая завершила полный разгром. Римляне отступили к своему лагерю.
Победа в битве стоила Пирру таких больших потерь в войске, что он воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибли!» Отсюда возникло выражение «пиррова победа» в значении: сомнительная победа, не оправдывающая понесенных за нее потерь.
Подробнее в разделе «Битва при Аскулуме»
РИМСКОЕ БЛАГОРОДСТВО
Поскольку обе противоборствующие стороны разделяли понесли большие потери, им не составило труда прийти к соглашению о прекращении войны. Это произошло в начале 278 года до н.э. после одной любопытной истории.
В лагерь к римскому командующему войсками Фабрицию принесли письмо, написанное врачом Пирра по имени Никий. В письме тот предлагал ядом извести своего царя, и тем самым избавить римлян от войны, если они пообещают вознаградить его.
Римляне отослали это письмо Пирру с припиской:
«Консулы Гай Фабриций и Квинт Эмилий приветствуют царя Пирра. Кажется нам, что ты не умеешь отличать врагов от друзей. Прочти присланное нами письмо и узнай, что с людьми честными и справедливыми ты ведешь войну, а бесчестным и негодным доверяешь. Мы же предупреждаем тебя не из расположения к тебе, но чтобы твоя гибель не навлекла на нас клевету, чтобы не пошли толки, будто мы победили в войне хитростью, не сумев победить доблестью».
Получив письмо, Пирр покарал врача и, желая отблагодарить римских консулов, отпустил без выкупа пленных. Однако римляне не сочли для себя возможным принять от него пленных в знак того, что отказалась от преступления, и отослали их обратно.
Поскольку эпирейцы и римляне понесли большие потери, им не составило труда прийти к соглашению о прекращении войны. Это произошло в 278 году до н.э.
После чего Пирр отправился завоевывать Сицилию у Карфагена. Между тем в Южной Италии римляне вновь овладели греческими городами Кротоном и Локрами.
ВТОРАЯ ИТАЛИЙСКАЯ КАМПАНИЯ
Нанеся несколько поражений карфагенянам в Сицилии, не получавшие серьезных подкреплений и средств еще со времени своих прежних побед над Римом, войска Пирра были серьезно истощены. В этой трудной ситуации весной 275 года до н. э. Пирр принял решение вернуться в Италию, где римляне захватили несколько городов и подчинили себе союзные Пирру племена самнитов и луканов.
БИТВА ПРИ БЕНЕВЕНТЕ. 275 год до н. э.
В 275 году до н. э. состоялась битва при Беневенте — последнее сражение между войсками Пирра Эпирского и римлянами, возглавляемыми консулом Манием Курием Дентатом.
Кристиан Джегу. «Битва при Беневенто, 275 г. до н.э.
Это сражение Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» описал так:
«Разделив свое войско, Пирр половину послал в Луканию, желая задержать там одного из консулов, чтобы тот не пришел на помощь товарищу по должности, а другую часть сам повел на Мания Курия, стоявшего лагерем в безопасном месте возле города Беневента и ожидавшего подкреплений из Лукании (впрочем, он бездействовал еще и потому, что его удерживали предсказания жрецов и птицегадателей). Пирр спешил напасть на римлян прежде, чем подойдет второй консул, и поэтому, собрав самых сильных людей и самых свирепых слонов, ночью двинулся на лагерь врага. Но дорога была длинная, шла через густой лес, воины заблудились в темноте, и таким образом время было потеряно. Наступило утро, на рассвете враги ясно увидели Пирра, двигавшегося по гребню холмов. В лагере римлян поднялись шум и суматоха, и так как обстоятельства требовали решительных действий, а жертвы предвещали Манию удачу, консул вышел из лагеря, напал на передние ряды наступавших и обратил их в бегство, чем привел в смятение и остальных. Было перебито множество солдат Пирра, захвачено несколько слонов, брошенных во время отступления, и эта победа позволила Манию перенести бой на равнину.
Кристиан Джегу. «Битва при Беневенто, 275 г. до н.э.
На глазах врага собрав свои легионы, он в одних местах обратил противника в бегство, но в других под натиском слонов отступил к самому лагерю и вызвал оттуда караульных, которых много стояло на валу в полном вооружении. Со свежими силами выйдя из-за укреплений, они забросали слонов копьями и повернули их вспять, а бегство слонов вызвало беспорядок и замешательство среди наступавших под их прикрытием воинов, и это не только принесло римлянам победу, но и решило спор о том, кому будет принадлежать верховное владычество над Италией».
Битва при Беневенто, 275 г. до н.э. Свиньи пугают слонов.
Пишут, что взять на сей раз вверх римлянам удалось благодаря тому, что они смогли напугать боевых слонов Пирра. По одной версии они сумели сделать это горящими стрелами, а по другой – пустив на слонов горящих свиней. Римляне смазывали свиней жиром и поджигали, их визги пугали слонов. Слоны обратились в бегство, сокрушая ряды своих хозяев. Хотя ни одной из сторон так и не удалось одержать убедительной победы, Пирр решил закончить свою кампанию в Италии и возвратился в родной Эпир.
Робби МакСвини. «После битвы при Беневенто, 275 г. до н.э.
Несмотря на то, что римлянам так и не удалось нанести поражение Пирру на поле боя, они выиграли то, что можно назвать «войной на истощение», у лучшего полководца своего времени и одного из величайших в античности. Совершив это, римляне превратились в могущественную силу Средиземноморья.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов, а также иллюстрации с сайта Arre caballo!