ИСТОРИЯ ДНЯ
По версии Олега Логинова
15 января
УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА ГАЛЬБЫ
(THE ASSASSINATION OF EMPEROR GALBA)
Сервий Сульпиций Гальба (Servius Sulpicius Galba) — древнеримский император (с 6 июня 68 по 15 января 69). Он происходил из знатного и богатого патрицианского рода. Он стал последним римским императором, принадлежавшим к старой республиканской аристократии и первым «солдатским» императором, т.е. возведенным на престол легионерами.
Гальба
Калигула в 41 году был убит заговорщиками. Гальбе советовали воспользоваться случаем и поднять мятеж, чтобы захватить верховную власть, но он проигнорировал эти советы. Благодарность нового императора Клавдия была столь велика, что Сервий Сульпиций попал в узкий круг ближайших друзей принцепса; из-за его болезни даже был отложен поход в Британию. В 43 году Гальба сопровождал Клавдия на этот остров. Война быстро закончилась полной победой, а сразу после триумфа, в 44 или 45 году, Сервий Сульпиций без жеребьевки стал проконсулом провинции Африка. Там он оставался два года. За это время он восстановил дисциплину в местных войсках и подавил беспорядки.
Адриан Колларт. «Конная статуя Гальбы»
Гальба всегда и везде отличался суровостью. Рассказывают, что в Испании он, разбирая судебные дела, приказал отрубить мошеннику-меняле руки и выставить их на всеобщее обозрение. А некого опекуна, отравившего вверенную его попечению сироту, – распять, хотя тот и был римским гражданином, а распятие – казнью для рабов.
68 году в Римской империи разразился масштабный политический кризис. Император Нерон начал террор против высшей аристократии и верхушки армии, истощил казну, настроил против себя существенную часть римского общества своим экстравагантным поведением. После этого против него ьл там, то здесь начали вспыхивать мятежи. И один из таких мятежей возглавил Гальба. Тем временем Нерон, потерявший поддержку всех западных провинций, задумал бегство в Египет. В этой ситуации преторианцы, опора власти принцепса над Римом, отказали ему в поддержке. Префект претория Гай Нимфидий Сабин обратился к сенату с предложением провозгласить императором Гальбу.
В столицу Сервий Сульпиций двинулся в июле 68 года, вскоре после получения новостей о смерти Нерона. Сервий Сульпиций двигался по Августовой дороге, причем известно, что некоторые общины на этом пути «медлили к нему примкнуть». В таких случаях император проявлял жестокость: он казнил магистратов вместе с семьями, разрушал стены городов, вводил дополнительные подати (такая судьба постигла, в частности, Лугдун).
Когда Гальба находился всего в 25 стадиях от Рима, произошел еще один инцидент: императора остановил флотский легион — подразделение, сформированное Нероном из моряков, получивших в связи с этим более высокий статус легионеров. Теперь эти люди боялись, что их опять понизят в гребцы, и хотели получить от Гальбы подтверждение их «солдатского звания». Сервий Сульпиций попытался уйти от прямого ответа. Столкнувшись с открытым недовольством, он приказал сопровождавшим его войскам навести порядок силой. Античные авторы пишут об этом по-разному: Плутарх и Тацит пишут о резне, причем согласно последнему это было «убийство нескольких тысяч безоружных солдат, вызвавшее отвращение и ужас даже у самих убийц»; согласно Светонию, конники Гальбы разогнали это сборище, и после этого был казнен каждый десятый; наконец, Дион Кассий пишет, что императорская конница перебила на месте семь тысяч человек, а часть выживших позже была децимирована. По-видимому, в ходе этих событий Гальба подверг бунтовщиков нескольким наказаниям, обычно не сочетавшимся: флотский легион не только был разогнан силой оружия и подвергнут децимации — все выжившие были после этого брошены в тюрьму, хотя обычно вытянуть счастливый жребий при децимации было достаточно для оправдания. Таким образом Гальба в очередной раз показал свои суровость и стремление восстановить дисциплину.
В течение короткого правления Гальбы его популярность постоянно уменьшалась из-за жестокости и скупости. Многие из солдат и преторианцев приняли участие в восстании против Нерона, соблазненные щедрыми посулами своих начальников. Но за их измену Гальба им ничего не заплатил. Когда же принцепсу сообщили о том, что солдаты недовольны и озлоблены его скупостью, он отвечал, что привык набирать, а не покупать воинов. Этим он восстановил против себя легионы во всех провинциях. Но роковой ошибкой Гальбы стал просчет с усыновлением. Когда он захватил власть в Риме ему было уже за семьдесят. Его жена и дети умерли много лет назад, поэтому у Гальбы не было прямого преемника. И он решил усыновить родовитого Луция Кальпурния Писона Лициниана. Этот поступок сильно разозлил давнего союзника Гальбы Отона, который считал, что он должен быть законным наследником. Причем Отон был так возмущен оскорблением, что подкупил преторианскую гвардию, чтобы она принесла ему головы Гальбы и Писона на блюде.
В те времена говорили, что на чьей стороне преторианцы, тот и император. Преторианская гвардия выступила в поддержку поднявшего мятеж наместника римской провинции Лузитани Отона. Преторианцы доставили Отона в лагерь, и здесь он был провозглашен императором. О случившемся немедленно сообщили Гальбе на Палатин. Некоторое время он колебался, не зная, что предпринять. Из города приходили самые противоречивые слухи, но Гальба поверил самым благоприятным для него известиям. Говорят, что этими известиями заговорщики попросту выманили его из дворца. 15 января 69 года Гальба сел на носилки и сквозь толпы народа отправился на форум. В это время туда ворвалась мятежная конница. Народ бросился врассыпную, а преторианцы устремились к носилкам принцепса. Носильщики выронили их из рук, и Гальба вывалился на землю. Упавшего Гальбу попытался защитить один-единственный человек, центурион Семпроний Денс. «Сначала, поднявши трость, которой центурионы наказывают провинившихся солдат, он громким голосом убеждал нападающих пощадить императора, а когда те сошлись с ним вплотную, вытащил меч и долго отбивался, пока не упал, раненный под колено».
Говорят, что окруженный со всех сторон врагами, он сам подставил им горло со словами: «Убейте меня, если это нужно для государства». На него обрушилось множество ударов и даже после того, как он был мертв, солдаты продолжали рубить и колоть обезображенное тело.
Преторианцы оставили мертвого императора на мостовой, а проходивший мимо рядовой солдат отрубил мертвому Сервию голову и отдал ее обозникам, которые в свою очередь насадили ее на пику и таскали по всему лагерю.
Затем вольноотпущенник Патробия Нерониана купил у них голову императора за сто золотых и бросил там, где по приказу Гальбы был казнен его патрон. И лишь много позже многострадальную голову императора похоронили вместе с телом.
Фоторейтинг по теме «Драмы римских императоров» ч.1
Предыдущая часть — Следующая часть
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.