КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 22
По версии Олега Логинова.
БИТВА ПРИ ГЕРАКЛЕЕ
(BATTLE OF HERACLEA)
Анхель Тодаро. «Битва при Гераклее 280 г. до н.э.»
Первым военным столкновением между эллинистическим миром и римским стала так называемая Пиррова война. А первым ее крупным сражением стала битва при Гераклее.
Царь Эпира Пирр был не только одним из потомков Александра Македонского, но и успешным военачальником, организовавшим свою армию на основе македонского военного искусства испытанного веками. Римляне ему и все остальному эллинистическому миру представлялись агрессивными варварами, которых следует поставить на место.
Анхель Тодаро. «Прибытие Пирра в Таренто»
Когда в начале III века до н. э. Рим пытался расширить свое влияние на итальянском полуострове и задался целью покорить полисы Великой Греции. Пирр встал на защиту Тарента и двинулся навстречу вражеским легионам, находившимся возле Гераклеи. Он развернул свои силы у левого берега реки Сирис, удерживая броды, и ожидая прибытия самнитского подкрепления. Наблюдая за передвижениями неприятельских войск, он был поражен отличной организацией лагеря и вообще порядком римской армии. Согласно Плутарху, царь Эпира сказал своему другу Мегакле: «Порядок в войсках у этих варваров совсем не варварский. А каковы они в деле – посмотрим».
Римляне не хотели, чтобы самниты и греки объединились, поэтому решили проявить инициативу. Их предводитель Консул Публий Эмилий Левин переправил свою конницу через реку Сирис, сразу в нескольких местах. Пехоту же направил через единственный брод. Римская конница атаковала отряд неприятеля, прикрывавший брод, разогнала его и обеспечила беспрепятственный проход своей пехоте.
Шон О Брогейн «Битва при Гераклее 280 г. до н.э. Римлянин Оплак убивает коня Пирра Эпирского и легко ранит его»
Эпирский царь предпринял попытку с помощью конной атаки сбросить римлян в реку, и с отрядом в 3 тыс. всадников он лично устремился к реке, одновременно приказав своей пехоте строиться в боевой порядок. Пирр в схватке с римской конницей проявлял чудеса личной храбрости, едва не лишившись жизни.
Иван Гил (Ivan Gil). «Битва при Гераклее 280 г. до н.э. Лошадь Пирра сбита римлянином Оплаком»
Один из вражеских всадников на вороном коне прорвался к эпирскому царю и пронзил копьем его лошадь. Но когда пир вместе к конем упал на землю подоспевший вовремя македонец Леонтий поразил врага копьём.
Питер Деннис. «Мегакл, надевший царский плащ и шлем Пирра и погибший в бою»
Не выдержав римского натиска, эпирская конница начала отступать. Пир двинул в бой выстроившуюся пехоту, а сам по совету друзей наскоро променял блестящие свои доспехи на более простые своего друга Мегакла.
Джузеппе Рава. «Эпирская фаланга, вид спереди».
Главная ударная сила Пирра – фаланга не смогла разрушить мобильное построение римлян. Она 7 раз то отступала, то снова устремлялась вперед.
Эрнст Дадли Хит (Ernest Dudley Heath). «Доспехи Пирра были богаче и красивее, чем у его солдат»
В какой-то момент битвы был убит Мегакл. Римский всадник по имени Дексио снял с покойного шлем и плащ. Затем он поехал к консулу Левину, показал ему добычу и заявил, что сам убил Пирра. Весть о гибели эпирского царя начала быстро распространяться по полю битвы. Это вызвало панику в рядах его войска. Левин решил воспользоваться моментом и отправил оставшиеся у него резервы конницы в обход фаланги, чтобы ударить ей в тыл. Однако Пирр, сняв шлем и объезжая ряды воинов с непокрытой головой, восстановил порядок. Сражение пехоты так и не смогло решить исход боя, и тогда Пирр ввел в бой 30 своих слонов, до той поры находившихся позади фаланги.
АТАКА СЛОНОВ
Атака боевых слонов Пирра
Римляне, никогда прежде не только не сталкивались со слонами, но и попросту не видели этих животных. Они показались им страшными монстрами, не ведающими пощады.
Зонара писал: «…при виде животных, которые были вне всякого обыкновения, при их страшном трубном звуке, а также при лязге оружия, который издавали их всадники, сидящие в башнях, и сами римляне впали в панику, и их лошади стали обезумели и бросились, то стряхивая своих всадников, то унося их… Война римской армии обратилась в бегство, и во время их бегства одни солдаты были убиты людьми в башнях на спинах слонов, а другие — самими зверями, которые многих погубили своими хоботами и бивнями (или зубами) и еще многих раздавили и растоптали».
Анхель Тодаро. «Битва при Гераклее 280 г. до н.э.»
При виде невиданных чудовищ, напуганные их свирепостью и ревом римская конница обратилась в бегство, увлекая за собой легионы. Началось ужасное побоище; никто, вероятно, не уцелел бы, если б одно из раненных животных не обратилось вспять и своим рёвом не расстроило остальных, прекративших преследование.
Робби МакСвини. «Битва при Гераклее 280 г. до н.э. Пирр смотрит на павших римлян и видит, что ни у кого из них нет ран на спине».
Потерпевший поражение консул Левин был вынужден покинуть свои лагерь; остатки его рассеянного войска бежали в Апулию. Но победа дорого досталась Пирру. Он говорил поздравлявшим его: «Ещё одна такая победа, и мне придётся одному вернуться в Эпир». Посетив на другой день поле битвы и обозрев ряды павших, он не нашёл ни одного римлянина, который лежал бы, обратившись тылом к врагу. «С такими солдатами, — воскликнул он, — мир был бы мой, и он принадлежал бы римлянам, если бы я был их полководцем». Но когда он по обычаю македонских военачальников предложил пленникам поступить к нему на службу, то ни один из них не согласился.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов, а также иллюстрации с сайта Arre caballo!