БЛЕДНОЛИЦЫЕ ПРОТИВ КРАСНОКОЖИХ
(PALEFACES VS. REDSKINS)
В СССР очень любили говорить о коварстве американцев, согнавших со своих земель красивых и смелых индейцев. А благодаря фильмам гэдээровской киностудии «ДЕФА» с Гойко Митичем эта пропаганда с детства проникала в умы советских детей.
И вряд ли при этом кто-нибудь в СССР задавался вопросом, а каким образом их страна из Московского княжества разрослась до 1/6 части суши.
БИЗНЕС – ОРУЖИЕ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ
По большому счету, можно сказать, что русские завоевали просторы Сибири, а американцы – Северной Америки – силой оружия и силой духа. Эти завоевания можно даже назвать уникальными. Те и другие сумели подчинить себе огромные просторы сравнительно небольшим числом людей без привлечения крупных воинских соединений. Но все же при этом они шли разными путями. Европейцы в Северной Америке впервые в истории превратили захват территории в своеобразный бизнес. В качестве примера можно привести основание города Новый Амстердам из которого позднее вырос Нью-Йорк. Голландская Вест-Индская компания выбрала остров Манхэттен для создания там поселения в 1625 году. А в следующем году голландцы выкупил остров Манхэттен у индейского племени Манахатта за вещи, оцененные тогда в 60 гульденов. Ныне эта сумма эквивалентна 500-700 долларам США. Сумма безусловно смехотворная. Другое дело, что, говорят, этот остров не принадлежал Манахатта, они просто забрели на него поохотиться, а когда еще что-то и получили за чужую землю, то были весьма рады и этому.
В общем, бизнес оказался очень коварным оружием. Индейцы по своей природе были хитры, но в сравнении с прожженными европейскими коммерсантами, они были все равно что дети. Поэтому и оказались в результате в проигрыше.
Европейцы, прибывающие в большую и необжитую Северную Америку, то там, то тут создавали небольшие форты и поселки, и сразу же начинали развивать торговлю с индейскими племенами. Этот прием сработал блестяще. Индейцы с большим воодушевлением принялись свозить им в фактории пушнину, чтобы выменять на нее железные винтовки, стеклянные бусы и огненную воду. Они даже начали сражаться меж собой за право торговать с бледнолицыми.
Ирокезы
Например, за право торговать мехами с европейцами сначала не на жизнь, а насмерть схватились могикане с мохоками, Последний из могикан — Чингачгук Большой Змей – конечно, литературный персонаж, выдуманный Фенимором Купером, но основа книг этого писателя – реальные события. А потом ирокезы развязали войну против мохоков, ирокезов и других племен за места обитания бобров, главного источника ценного меха. Французы приняли сторону врагов ирокезов – племен гуронов, монтанье, оттава. И принялись их вооружать огнестрельным оружием. Голландцы, в свою очередь, стали вооружать ирокезов, англичане -мохоков, а шведы — саскуеханнок. В результате между индейцами разгорелись так называемые «бобровые войны» которые длились более 60-ти лет (с 1640 по 1701 год) и стали одним из самых кровавых эпизодов истории Северной Америки.
Конечно, междоусобицы ослабляли индейцев, но оружие, которым снабжали их европейцы, впоследствии не раз обращалось против бледнолицых.
ЕВРОПЕЙСКОЕ КОВАРСТВО ПРОТИВ ИНДЕЙСКОЙ ЖЕСТОКОСТИ
Северино Баральди (Severino Baraldi). «Встреча на Диком Западе». (1980)
Конечно, индейцы без восторга встретили появление бледнолицых европейцев на землях, которые считали своими. Конфликты переселенцев с ними начались практически сразу же. Но особую масштабность они приобрели после того, как коренные жители Америки поняли, что переселенцам не столько нужны меха, сколько их земли. При этом следует понимать, что индейцы находились на ином уровне эволюционного развития, а потому европейцам казались дикарями. Их шокировал каннибализм, который практиковали некоторые племена, и жестокие ритуалы присущие практически всем индейцам. Особую известность получил их Танец Солнца, когда человека пристегивали костяными крюками на ремнях к «древу жизни», которые он во время танца выдирал с мясом. При этом танцоры от потери крови и боли начинали «видеть» потусторонний мир и «общаться» с его жителями.
Между собой индейцы зачастую вели войны на тотальное уничтожение. У них была распространена тактика внезапного нападения на селения противника. При этом безжалостно вырезались женщины и дети, а спешащих к ним на помощь мужчин расстреливали из засады. Особенно жестокими считались ирокезы, которые практиковали уничтожение запасов еды противника, обрекая его на голодную смерть.
И когда индейцы решали не торговать, а воевать с бледнолицыми, они вели войну по своим жестоким правилам. И это наглядно проявилось во время одного из первых крупномасштабных конфликтов, получившего Первой англо-поухатанской войны.
Джеймстаун стал первым постоянного английским поселением в Северной Америке в 1607 году, а затем стал административным центром колонии Вирджиния. Губернаторами этой колонии были военные, которые главным аргументом считали силу и решили продемонстрировать ее краснокожим. Губернатор де ла Вер в июле 1610 решил показательно расправиться с племени вождя Кечогтана. И сделал это не без доли коварства. Индейцев выманили на открытое пространство боем барабанов, а потом убили их. С этой расправы началась война.
Роберт Проуз. «Нападение индейцев»
Поухатаны дали жесткий ответ в 1922 году, когда их вождь Опечанканоу организовал серию внезапных нападений на 31 английское поселение. Поухатаны убили около четырехсот колонистов (треть белого населения), захватив 20 женщин в плен. Джеймстаун чудом спасся, его жителей предупредил о нападении индейский юноша, проживавший в доме одного из колонистов.
Англичан осталось мало и для войны с индейцами у них недоставало сил, но они ответили двумя коварными ударами. Сначала уцелевшие колонисты провели ответный рейд. В бой они не вступали, но сжигали поля индейцев, уничтожали их дома, лодки и плотины на реках. Перед угрозой голода Опечанканоу решил начать переговоры о мире с британцами. Но на мирных переговорах англичане подсыпали индейцам яд в алкоголь, насмерть отравив две сотни человек. На оставшихся в живых они напали и еще убили еще полсотни. Так европейцы победили в первой войне с индейцами. Правда, потом произошли еще две Англо-Похатанские Войны в 1622-1632 и 1644-1646гг.
ПОБЕДА «ЦИВИЛИЗАЦИИ НАД ДИКАРЯМИ»
Пляска Скальпов
Дикарские привычки индейцев сильно опорочили их коллективный образ. Прежде всего в этой связи вспоминается их привычка снимать скальп с побежденного врага. Но делали они не ради того, чтобы поиздеваться над жертвами. Просто у них существовала древняя традиция. После возвращения воинов с победой для них в поселении проводились церемонии, известные под названием «Пляска Скальпов» («Scalp Dance»), обязательным атрибутом которой были скальпы и иные части побежденных.
Картина Анри Франсуа Фарни. «Пленник». (1886)
В историю вошли и предания о жестоких пытках, которые индейцы практиковали по отношению к пленникам. Самая простая, когда с них заживо снимали скальпы. Команчи действовали изощреннее. Они на равнине привязывали пленника к колышкам, срезали у него с глаз веки и оставляли под палящим солнцем. Еще более жестоко поступали ирокезы. Они срезали с пленников куски плоти, а раны прижигали огнем.
Сохранилось описание экзекуции, которой подвергся полковник Уильяма Кроуфорда после того, как он возглавил экспедицию против индейских селений на реке Сандаски, но сам угодил в плен к индейцам.
Frank Halbedel. «Сожжение полковника Кроуфорда»
11 июня 1782 года Кроуфорда раздели догола и для начала избили. Потом Кроуфорда привязали к столбу. Индейцы принялись стрелять в него из кремневых ружей холостыми зарядами. Его тело почернело от пороха, а лицо превратилось в жуткую маску из крови и копоти. При очень близких выстрелах зерна пороха и селитры горели на коже, прожигая ее, и продолжая гореть под кожей, причиняя неимоверные страдания Кроуфорду. Полковник мужественно выдержал эту пытку. Но дикарей это только раззадорило. Один из индейцев отрезал несчастному уши. А четверо других стали втыкать их в обнаженное тело полковника тлеющие прутья хикори. К мужчинам присоединились женщины, которые стали бросать в него горящие угли. Когда обессиленный Кроуфорд упал лицом вниз., индейцы оскальпировали его голову.
Увы, европейцы переняли у индейцев их дикие нравы. Некоторые американские поселения вполне официально платили охотникам за индейские скальпы. И для кого-то добыча скальпов стала неплохим бизнесом. Причем у солдат и «охотников за скальпами», говорят, даже возникла мода на ожерелья из ушей и носов убитых индейцев и на более изощренные поделки, например, кисеты из грудей индейских женщин. Все эти вещи демонстрировались, как свидетельства доблести их владельца.
Апофеозом бизнес-завоевания индейских территорий в США, стал изданный там в 1830 году закон «О переселении индейцев». Индейцам предписывалось продать свою землю и переместится в отведенные для них резервации. С теми, кто не желал жить в резервации, разговор был короткий. Известность получила фраза генерала Филипа Шеридана: «Хороший индеец — мертвый индеец». Этот генерал применил против племен шайенов, кайова и команчей тактику выжженной земли, вынуждая их уходить в резервации. Еще более образно выразился в 1864 году полковник Джон Шевинтон, который сказал, что индейских детей не следует жалеть, потому что «из гниды вырастает вошь».
ЭПИЛОГ
А. Кившенко. «Завоевание Сибирского ханства или Сибири, битва между казаками и татарами»
Завоевание русскими Сибири и Дальнего Востока тоже не обошлось без военных конфликтов. Но в отличие от европейцев в Северной Америке, русские смогли ассимилировать коренное население, а не стали загонять его в резервации.
Олег Логинов