Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ФОТОРЕЙТИНГ «СЕМЕЙНЫЕ ДРАМЫ ИВАНА III» (FAMILY DRAMAS OF IVAN III). По версии Олега Логинова

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ФОТОРЕЙТИНГ «СЕМЕЙНЫЕ ДРАМЫ ИВАНА III»

(FAMILY DRAMAS OF IVAN III).

По версии Олега Логинова

Николай Овечкин. «Иван III». (1988)

Великий князь Московский Иван III Васильевич был без преувеличения самым выдающимся из русских правителей.

Именно при нем сложилось ядро Русского государства и окончательно было свергнуто ордынское иго после «стояния на Угре» в 1480 году. За свое правление Иван III значительно увеличил владения Великого княжества Московского, создал сильное поместное войско, начал централизацию государственного аппарата. В заслугу ему ставят, что, женившись вторым браком на Софье Палеолог, Иван III унаследовал права Палеологов по защите православного христианства и перенял Герб Восточной империи — двуглавого орла. Но, пожалуй, гораздо важнее герба, было то, что несмотря на многочисленные войны, царствование Ивана III стало одним из самых спокойных и счастливых для русского народа, в этот период на Руси успешно развивалась торговля, росло благосостояние жителей.

Петр Басин. «Царь Иван III поручает Аристотелю Фиораванти заказ на чеканку монет в 1479 году»

Иван III задолго до Петра I сделал ставку на иностранных специалистов и благодаря этому добился если не прорыва, то успехов в различных областях. Увы, русские мастера из камня строили плохо. Они все больше тяготели к топорам, да к бревнам. И когда в 1474 году в Московском Кремле  рухнул почти достроенный новый Успенский собор, Иван III понял, что для возведения сложных построек и мастера нужны квалифицированные. Заманить на Русь итальянского архитектора и инженера Ридольфо Аристотеля Фиораванти ему удалось благодаря обстоятельствам. На родине Фиораванти обвинили в сбыте фальшивых монет и он согласился отправиться в холодную Московию. В Москве Фиорованти возвел не только Успенский собор, который стоит до сих пор, он разработал генеральный план новых стен и башен Кремля, создал современную артиллерию и чеканил деньги.

Подробнее в статье «Чернокнижники в России»

А еще Иван III навел порядок в законодательстве, создав новый Судебник. Пишут, что при нем появились полиция и почта. Про полицию, конечно, преувеличение, она появилась только при Петре I, но какую-никакую правоохранительную систему Иван III тоже создал.

Однако 300 лет татаро-монгольского ига не прошли бесследно. Потомки викингов Рюриков много лет ездили на поклон в Орду и пропитались азиатскими нравами. Им стало казаться, что падать перед правителем ниц – это нормальное поведение подданных. Что свободомыслие опасно и нетерпимо. Свободолюбивый город Новгород стал для московских великих князей как бельмо в глазу. И Иван III устроил военный поход на него, для устрашения предавая огню и мечу русские земли.

Не иначе, как отголоском ордынских нравов стало поощрявшееся при великокняжеском дворе наушничество. И это вылилось в семейные драмы для Ивана III.

БРАТ АНДРЕЙ БОЛЬШОЙ

Сергей Марин в роли князя Андрея Большого в сериале «София»

Одним из нововведений Ивана III стал запрет боярам отъезжать со своего места жительства без его дозволения, за исключением случаев, когда они отъезжали к нему. В 1479 году боярин, князь Лыко-Оболенский, недовольный великим князем, отъехал к брату Ивана, князю Борису Волоцкому. Когда Борис не хотел выдать отъехавшего боярина, великий князь приказал схватить Оболенского и привезти в Москву. Другой брат Ивана, Андрей Большой, удельный князь углицкий, принял сторону волоцкого князя. Начался мятеж братьев Ивана III.

Примирению братьев поспособствовало нашествие татаро-монгольского хана  Ахмата в 1480 году. Андрей с Борисом явились с войском к великому князю на реку Угру, где он стоял против татар. Примирение состоялось при посредничестве матери — инокини Марфы, митрополита Геронтия и епископов: Вассиана Ростовского и Филофея Пермского.

После этого Великий князь дал Андрею Можайск, благодаря чему углицкий князь стал правителем обширных владений, простиравшихся от верховьев реки Москвы на юге до низовьев реки Мологи на севере. И старшему брату Ивану это не очень нравилось. Поэтому он с большим вниманием относился к людям, наушничавших ему, что младший брат замышляет недоброе.

В 1488 году князю Андрею доложили, что великий князь готов арестовать его. Попытка объясниться привела к тому, что Иван III поклялся «Богом и землею и Богом сильным, творцом всея твари» в том, что не собирался преследовать брата. Но его обещания хватило только на три года.

Игорь Сакуров. «Арест Андрея Большого»

В 1491 году великий князь приказал братьям послать своих воевод на помощь его союзнику — крымскому хану Менгли-Гирею. Андрей проявил своеволие и не послал своих воинов умирать за крымского хана. И Иван III этого не потерпел. Когда 20 сентября 1491 года угличский князь приехал в Москву, то был позван на обед к великому князю, где был схвачен и посажен под стражу «на казенный двор». Дочерей Андрея не тронули, а сыновей, Ивана и Дмитрия, которым было чуть более 10 лет, по приказанию великого князя также посадили в темницу в оковах.

Его арест Борис Акунин в своей книге «Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова» описал так:

«Назавтра гостя с почетом позвали на обед к государю. Иван встретил брата и его приближенных в небольшом зале с красноречивым названием «западня». Мирно разговаривали, пока Ивана вдруг не вызвали по какому-то неотложному делу. Он попросил Андрея подождать здесь, ибо хочет сказать ему что-то наедине, а свиту отправить в трапезную.

Углицкий князь остался в одиночестве, не зная, что его бояре уже арестованы. Когда с этим было покончено и никто уже не мог прийти Андрею на помощь, в «западню» вошли московские знатные люди и, почтительно всхлипывая, объявили: «Государь князь Андрей Васильевич! Пойман ты Богом да государем великим князем Иваном Васильевичем всея Руси, братом твоим старшим». Потом клянущегося в своей невиновности князя посадили в темницу. В Углич снарядили отряд схватить его сыновей – и тоже заточили».

Смерть князя

Андрей Большой продержался в неволе только два года и от тяжелых условий заключения скончался 6 ноября 1493 года. А еще через четыре года великий князь, собрав высшее духовенство, публично покаялся в том, что «своим грехом, несторожею, его уморил». Тем не менее, покаяние Ивана ничего не изменило в судьбе детей Андрея: всю свою оставшуюся жизнь племянники великого князя провели в заточении.

Андрей Курбский писал в своей «Истории о великом князе Московском», что Иван III в малое время удушил в темнице тяжелыми веригами своего единоутробного брата Андрея Угличского, человека весьма рассудительного и умного. Оттого тот остался в народной памяти под скорбным именем «Горяй».

ЖЕНА, СНОХА И ВНУК

Болезнь князя Ивана Молодого

В январе 1483 года сын Ивана III, Иван Молодой женился на Елене Стефановне, дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. Отношения жены сына и жены самого великого князя, Софьи Палеолог сразу не заладились. И обострились спустя несколько лет. В 1483 году Иван III по случаю рождения внука Дмитрия хотел одарить Елену «саженьем» (жемчужным приданым), принадлежавшим его покойной первой жене Марии Борисовне. Оказалось, что его вторая жена Софья Палеолог подарила «сажение» своей племяннице Марии Андреевне Палеолог. Разгневанный великий князь не постеснялся отнять подаренное Софией у ее племянницы, бывшей замужем за князем Василием Верейским, что стало причиной бегства князя в Литву.

В браке Елена Стефановна родила двух сыновей Дмитрия и Ивана. Но 1490 году ее муж, Иван Молодой заболел «ломотой в ногах» и скоропостижно скончался. А именно он считался безоговорочным наследником престола. И теперь наследников стало два: сын Софии – Василий, и сын Елены – Дмитрий. И при дворе образовались две партии, поддерживавшие разных наследников.

Подробнее в посте  «Смерть князя Ивана Молодого»

ЗАГОВОР ГУСЕВА

Елена Стефановна (Волошанка)

Сначала преимущество оказалось на стороне партии сторонников Елены. Боярин князь Семен Ряполовский пользовался доверием Ивана III, именно он по его поручению производил арест Андрея Большого. Говорят, что Семен Ряполовский в 1497 году донес Ивану III о так называемом «заговоре Владимира Гусева» против  внука великого князя Дмитрия. Якобы сын Софьи Палеолог, Василий должен был отъехать из Москвы и захватить царскую казну, хранившуюся в Вологде и на Белоозере. А про Софью наговорили, что она попытается отравить Ивана III. После этого великокняжеский сын подвергся домашнему аресту, его мать – опале.

Иван передал дело митрополиту Симону и епископскому собору. Собор уполномочил верховный суд провести судебное заседание. Всех участников заговора признали виновными. Дьяка Федора Стромилова, Афанасия Еропкина, думного дьяка  Владимира Гусева, Щавея (Ивана) Тимофеевича Скрябина и еще двух якобы руководителей заговора приговорили к смертной казни и обезглавили 27 декабря 1497 года. Это был первый случай применения статьи № 9 Судебника 1497 года. По иронии судьбы Владимир Гусев считался составителем этого  Судебника.

Зато Елене с сыном, как говорится, «поперло». Дмитрий Иванович Внук — сын Ивана Ивановича Молодого и Елены, прозванной на Руст «Волошанкой», с 1498 года стал формальным соправителем деда, Ивана III.

Венчание на великое княжение Дмитрия, внука Ивана III.

4 февраля 1498 года он был по византийскому обряду венчан на царство  своим дедом Иваном III, несмотря на то, что у великого князя были живые младшие сыновья — в соответствии с принципом примогенитуры. Согласно этому принципу, власть переходила не к младшим братьям старшего сына, а к его детям. Примечательно, что княжич Дмитрий Внук стал первой из царственной особой, коронованной в Успенском соборе с возложением бармы и Шапки Мономаха. Эта традиция впоследствии будет сохраняться вплоть до венчания на царство последнего российского государя Николая II. Однако это ему не особо помогло.

ОПАЛА И ТЕМНИЦА

Роль Елены Волошанки в сериале «София» (2016) исполнила София Никитчук

В дальнейшем «партия», поддерживающая его сводного брата княжича Василия и великую княгиню Софью Палеолог, взяла верх, и часть сторонников Дмитрия и его матери Елены Стефановны были казнены.

Пленение князей Патрикеевых, казнь Семена Ряполовского

Было установлено, что они оговорили Софию Палеолог А потому одним из казненных стал главный «оговорщик» князь Семен Ряполовский. Ему отсекли голову на реке на Москве, пониже моста 5 февраля 1499 года,

В сериале «София» (2016) показано, что Елена Стефановна была подвернута порке. На ее опалу во многом повлияло то, что Иван III обвинил сноху Елену Волошанку в «жидовстве», то есть, в связи с еретиками-жидовствующими. Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 года приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму. Елена Стефановна умерла в заключении «нужной смертью» (то есть была убита) в январе 1505 года. Имена их с сыном было запрещено упоминать при богослужениях.

Весьма любопытно эту историю описал Борис Акунин в своей книге «Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова»:

«В октябре 1497 года Дмитрию Ивановичу исполнилось 14 лет. Бояре стали уговаривать государя назначить подростка соправителем, что означало бы полную победу над партией Василия и Софьи. Взволнованные оппоненты составили заговор, намереваясь захватить казну и уничтожить Дмитрия. О заговоре донесли государю. Больше всего Ивана Васильевича испугало, что Софья секретничала с какими-то «лихими бабами», у которых якобы было некое «зелье». Колдовства в те суеверные времена боялись еще больше, чем ядов.

Великий князь больше не колебался. Самых активных заговорщиков предали жестокой казни, «лихих баб», как полагалось поступать с ведьмами, утопили в реке, супругу Иван от себя отдалил, а Василия поместил под стражу.

Но государственный интерес оказался сильнее обиды. Миновало совсем немного времени, и Иван Васильевич понял свою ошибку. Ослабление служилой партии привело к усилению Боярской думы, что нарушало систему власти, кропотливо строившуюся государем. Не прошло и года, как недавние триумфаторы, князья Патрикеев и Ряполовский, внезапно были схвачены. Первого постригли в монахи, второму отрубили голову. В чем заключалась их «измена», летописи не сообщают, лишь в одном из документов упоминается, что великий князь обвинял репрессированных в «высокоумничаньи» — очевидно, те оказались недостаточно гибкими и послушными».

Говорят, что перед самой смертью у полупарализованного Ивана Васильевича вдруг возник порыв проявить милосердие к родному внуку, бывшему соправителю Дмитрию, безо всяких вин томившемуся в темнице. Великий князь велел привести юношу, но помиловать его не успел — испустил дух, и несчастного Дмитрия оставили в темнице. Сразу же после смерти самодержца в 1505 году его преемник Василий III приказал заковать своего племянника Дмитрия Ивановича Внука в цепи. Так, окованный в «железа», в тесном заключении Дмитрий и скончался 14 февраля 1509 года.

*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников

Оставьте отзыв