КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ. Часть 18.
По версии Олега Логинова.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ
(THE BAPTISM OF RUSSIA BY PRINCE VLADIMIR)
ВЫБОР ВЕРЫ
Иоганн Эггинк. «Великий князь Владимир избирает религию».
К выбору веры для своего народа князь Владимир подошел обстоятельно. В 986 году к нему прибыли послы от разных религий с целью познакомить правителя Киева со своими верованиями.
Первыми прибыли волжские булгары и стали агитировать князя принять ислам.
Сергей Ефошкин. «Булгары-мусульмане рассказывают князю Владимиру I Святославичу про ислам»
Свои законы они описали так: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том».
Владимиру пришлась по душе идея многоженства, однако запрет на алкоголь ему не понравился. Следующими обратились к Владимиру представители латинской церкви, присланные Римским Папой. Они сказали: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево».
Им Владимир заметил, что ранее попытки их представителей распространить на Руси христианство не увенчались успехом.
Сергей Исаев. «Выбор веры Владимиром Крестителем»
Услышав о приеме Владимиром разных религиозных посольств, прибыли и хазарские иудеи. Однако, являясь наследником Святослава, Владимир прекрасно знал способность этого племени хитрить и не отвечать на вопросы прямо. Выслушав описание их обрядов и правил, князь поинтересовался, где же живут иудеи.
Услышав, что «в Иерусалиме», князь отвечал: «Как же вы иных закону вашему учите, его же не сохранив, сами отвержены от Бога будучи и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, не рассеял бы вас по чужим землям. Сего ли зла и нас участниками учинить хотите?».
И с гневом оных выслал.
А. Филатов. «Выбор веры князем Владимиром»
Последним прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир еще не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами, которые посоветовали князю следующее:
«Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу».
Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, латинян и греков.
И. Машков. «Паломничество в Константинополь»
Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле».
Это не удивительно. После деревянного Киева Царьград по понятным причинам показался им чем-то неземным. Посланники добавили: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».
Иоганн Леберехт Эггинк. «Князь Владимир избирает религию в 988 году»
Но говорят, окончательное решение князя Владимира, посовещавшегося со своим окружением, стало то, что православие не запрещает выпивку. Его фраза «Веселие Руси есть пити… и нам без того не жити…» стала крылатой.
КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Сергей Ефошкин. «Встреча византийской принцессы Анны»
Византийская царевна Анна была завидной невестой, чьей руки добивались правители германцев, франков и дунайских болгар. Ее отличали не только знатность и богатство, но, возможно, и красота: хотя описаний внешности Анны не сохранилось, но она могла походить на братьев — голубоглазых, светловолосых, небольшого роста и красивого телосложения. Современники дали ей прозвище Руфа (Рыжая).
Василий II и Константин VIII убеждают Анну Романовну выйти за Владимира
Перспектива отправиться в суровую северную страну, да еще и стать женой известного своим распутством князя-варвара не особенно радовали Анну – перед отплытием в Херсонес царевна с плачем прощалась с близкими.
Александр Кононученко. «Владимир и Анна»
По легенде, узнав о прибытии Анны в Корсунь Владимир было передумал креститься, рассудив, что желанная царевна и так уже в его руках. После этого великого князя поразила слепота, узнав о которой Анна направила Владимиру сообщение: «Но ежели хочешь избавиться от болезни сей, то скорее крестись; ежели же не крестишься, то не избавишься от недуга сего, но погибнешь душою и желаемого тобою брака не получишь».
Фреска Виктора Васнецова. «Крещение князя Владимира. во Владимирском соборе в Киеве»
После этого Владимир повелел крестить себя. Корсунский епископ и прибывшие вместе с Анной священники провели обряд перехода в христианскую веру и в конце, в момент возложения на князя рук священника – Владимир прозрел. Ощутив свое внезапное исцеление, князь воскликнул: «Теперь узнал я истинного Бога!».
Павел Рыженко. «Крещение Владимира в Херсонесе»
После этого была сыграна свадьба, Владимир согласно договору вернул контроль над Корсунью грекам, а сам вместе с Анной отправился в Киев. Летописец замечает, что князь вывез из Корсуни не только мощи святых и иконы, но и прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.
Алексей Кившенко. «Крещение Руси»
По возвращении из Крыма после взятия Корсуни Владимир велел ходить глашатаям ходить в городе и озвучивать его приказ:
«Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом».
Некоторые, по свидетельству летописи, уходили из города в леса, не желая принимать новую религию, однако большая часть горожан на следующий день пришла на берег Днепра для прохождения обряда крещения.
Клавдий Лебедев. «Крещение киевлян в 988 году»
Борис Акунин в своей книге «Часть Европы. История российского государства. От истоков до монгольского нашествия» написал: «Христианство упразднило человеческие жертвоприношения, многоженство, кровную месть, однако гораздо важнее то, что эта милосердная религия заложила в умы принципиально иную этическую основу. Крестившись, люди автоматически не стали нравственнее. На протяжении последующих веков они точно так же проливали кровь, нарушали все христианские заповеди, вели себя по-скотски. Но раньше, совершая всевозможные злодейства, они считали себя молодцами (вспомним месть княгини Ольги), а теперь стали сознавать, что поступают скверно. Идея о том, что убивать, воровать, изменять, обижать слабых нехорошо, сегодня кажется нам азбучной истиной. Для вчерашних язычников это, вероятно, было революцией сознания».
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.