КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ. Часть 13
По версии Олега Логинова.
ВОЗМЕЗДИЕ ИМПЕРАТОРУ ФОКЕ
(RETRIBUTION TO EMPEROR FOKE)
Сергей Дашков в книге «Императоры Византии» писал: «До своего стремительного взлета на трон Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае. Обладая среди солдат известным влиянием, он входил в одно из посольств, отправленных воинами к Маврикию с претензиями, и на аудиенции разговаривал с василевсом настолько непочтительно, что присутствовавший там некий сенатор, возмутившись, ударил его по лицу и оттаскал за бороду. Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим («экзархом») и пошли на столицу».
Амелиан (Аmelianus). «Император Фока»
Фока был провозглашен армией императором и 23 ноября 602 года был коронован патриархом в Церкви Иоанна Крестителя в Хебдомоне (ныне район Стамбула Бакыркей). 25 ноября Фока вошел в Константинополь, не встретив сопротивления. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам.
27 ноября 602 года Маврикий был убит после того, как перед его глазами были убиты его пятеро сыновей (включая Тиберия). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца.
Ромеи хотели перемен и приветствовали Фоку, но оказалось, что они приветствовали чудовище. Правление Фоки, видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда.
Византийские казни
Сергей Дашков в книге «Императоры Византии» писал:
«Свой приход к власти он, и в пурпуре оставшийся солдатом, ознаменовал целой серией казней среди аристократии, которую сам, будучи низкого происхождения и не имея никаких заслуг, ненавидел и боялся. Кроме Маврикия, его сыновей и фаворитов (Диоклетиона и Коментиола), он велел убить многих других знатных людей, в том числе и того сенатора, который выдрал его за бороду на приеме у покойного василевса. Террор вскоре перешел на простых граждан. Скорбь и ужас охватили византийцев».
Анхель Гарсия Пинто. «Византийский всадник против сасанидского всадника»
Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточенная борьба с Хосровом II, который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Персией была сначала весьма безуспешна для византийского оружия. Опасность со стороны Сасанидов заставила Фоку заключить с аварами унизительный мир, увеличив платимую им контрибуцию, и двинуть все силы на азиатский театр войны. Эта мера привела лишь к тому, что задунайские варвары получили свободный доступ в империю от Дуная до Пелопоннеса.
Лучший из военачальников, Нарзес, ранее внушавший страх персам, поднял в Эдессе знамя восстания и искал союза с Хосровом. Правда, Фоке ложными обещаниями удалось склонить к сдаче Нарзеса, но когда тот сдался, то император приказал сжечь его заживо. Это еще сильнее деморализовало византийскую армию, которая стала проигрывать одно сражение за другим.
Византийская армия против славян
В 606 году пала крепость Дара; та же участь постигла Амиду и Эдессу. Вытеснив греков из Месопотамии, Хосров II Парвиз, шахиншах Ирана, проник в Малую Азию, предал ее опустошению и дошел до Халкидона (609). Та же участь постигла Финикию и Палестину. Население восточных провинций, часть которого находилась под гнетом религиозных преследований, не было расположено противиться нашествию персов. Так же дурно шли дела ромеев в Испании и Италии.
Конечно, византийцы не хотели мирится с тиранией. Уже в 603 году против Фоки в столице вспыхнуло восстание. Но оно провалилось. Его зачинщик евнух Схоластик и многие другие участники были казнены.
Сергей Дашков в книге «Императоры Византии» писал: «В 605 г. в высших эшелонах столичной знати возник заговор против автократора – его решено было ослепить и убить на ипподроме во время праздников. Но женщина, носившая письма организаторов в монастырь опальной Константине, выдала заговорщиков, и Фока учинил над ними расправу с присущим ему садизмом: Анастасий, комит дворцовых щедрот, и Феодор, префект претория, были обезглавлены, еще одного участника использовали как мишень для лучников на загородном стрельбище, а начальника арсенала Елпидия с отрубленными конечностями, выколотыми глазами и отрезанным языком посадили в лодку и, пустив в море, сожгли живьем. Вскоре настал черед Константины и трех ее дочерей: их убили там же, где и остальных членов семьи Маврикия, на молу Евтропия в Халкидоне».
СВЕРЖЕНИЕ ТИРАНА
Узурпатор Фока и нападение на него войск Ираклия.
Недовольство внушавшим отвращение правительством в столице сдерживалось кровавыми мерами Фоки; но в 608 году престарелый африканский экзарх Ираклий Старший открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Фоки, талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Ираклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Ираклия, будущего императора. В то время как Никита шел через Египет, сын экзарха вступил в начале октября 610 года в воды Босфора. Сам Фока укрылся в храме Архангела Михаила, но был выведен оттуда и, уже без императорских одежд, доставлен к Ираклию. Победитель, упрекая, спросил его: «Так-то ты управлял государством!», на что Фока в свойственной ему манере грубо ответил: «Попробуй лучше!»
Альфред К. Уэтерстоун (Alfred C. Weatherstone). «Фоку притащили к ногам будущего императора Ираклия».
Пишут, что после этих слов Ираклий ударил его ногой и приказал казнить. Фоке отрубили правую руку и голову, содрали с него кожу, а труп утром 5 октября 610 года сожгли там, где обычно жгли преступников, – на столичной площади Быка.
*Использованы тексты из Википедии, других интернетисточников и цитаты их книги Сергея Дашкова «Императоры Византии».