КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 30
По версии Олега Логинова.
БИТВА ПРИ КАННАХ
(BATTLE OF CANNES)
Дженни Долфен. «Битва при Каннах, 216 г. до н.э.
Битва при Каннах — крупнейшее сражение Второй Пунической войны, произошедшее 2 августа 216 до н. э. около города Канны в области Апулии на юго-востоке Италии.
В 216 году до н. э. консулами стали Гай Теренций Варрон и Луций Эмилий Павел. Рим готовился к решительным действиям: собрано 8 легионов, таким образом против Ганнибала, имевшего 50 тыс. воинов, была направлена армия в 90 тыс. человек. Однако Ганнибал не захотел избегать битвы с превосходящим по численности с противником, но хотел сразиться с ним на своих условиях.
Весной 216 года до н.э. Ганнибал захватил крупный склад снабжения, расположенный в городе Канны на Апулийских равнинах в 400 км. от Рима. Таким образом, он стратегически оказался между римлянами и одним из их основных источников снабжения. Консулы были вынуждены двинуться в Апулию.
После утомительного марша римская армия подошла к позициям Ганнибала на левом берегу реки Ауфид (современный Офанто). В тот день римлянами командовал Луций Эмилий Павел, который не стал таковать противника, а разбил лагерь на другом берегу реки.
Однако на следующий день, 2 августа 216 году до н. э. римлянами командовал уже другой консул Гай Теренций Варрон, отличавшийся более импульсивным характером. Ганнибал послал свою кавалерию мешать римлянам брать воду из реки. Варрон разозлился и вывел армию из лагеря.
Нумидийская конница атакует римлян
Консулы выстроили всю римскую армию в боевой порядок: на правом фланге, более близком к реке, расположили всадников, на левом — конницу союзников, а ближе к центру — их пехоту. В центре находились римские легионы, а перед строем — пращники и другие легковооружённые воины. Командование левым флангом взял на себя Гай Теренций Варрон, правый фланг он поручил Луцию Эмилию Павлу и центр — Гнею Сервилию Гемину. Римляне рассчитывали удержать карфагенскую конницу своей, а преобладающим количеством пехоты уничтожить пехотинцев Ганнибала.
Ганнибал в бронзовом нагруднике перед битвой при Каннах
Рано утром Ганнибал переправил на левый берег Ауфида балеарские части и другие легковооружённые формирования, а за ними и остальных солдат. На левом фланге, ближайшем к реке, он поставил иберийских и галльских всадников, которые должны были действовать против римской конницы, в центре — пехоту (половину — тяжеловооружённых ливийцев, посредине этого строя — галлов и иберов, а за ними — снова ливийцев) и на правом фланге — нумидийских всадников, которые здесь должны были сражаться с римскими союзниками. Ливийцы были вооружены трофейным оружием, отобранным у римлян. Армия Ганнибала состояла из 40 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников.
Расположены были карфагеняне исключительно удобно: лицом к северу и спиной к ветру, нёсшему песок и пыль в лицо римлянам; солнечные лучи не слепили воинов.
Анхель Тодаро. «Битва при Каннах, 216 г. до н.э. Конница Гасдрубала атакует конницу Эмилия Павла»
При построении Ганнибал выдвинул вперёд иберов и галлов, которые должны были первыми вступить в бой, а остальных расположил так, что образовалось нечто вроде выгнутого в сторону фронта огромного полумесяца, делавшегося по краям все тоньше и тоньше. Командование левым флангом Ганнибал поручил Гасдрубалу, правым — Магарбалу, а сам вместе со своим братом Магоном взял на себя центр. Сражение, как и обычно, завязали легковооружённые солдаты. Затем галльско-иберийская конница Ганнибала обрушилась на правый римский фланг.

Джон Харрис Валда (John Harris Valda). «Битва при Каннах, 216 г. до н. э.».
Поначалу битва шла с переменным успехом. Тяжелая карфагенская конница опрокинула римскую, которая была гораздо слабее числом, истребила почти всю ее; лишь немногие римские всадники ускакали вверх по реке и рассеялись по равнине. Консул Эмилий, раненый, поспешил к центру битвы, где легионы опрокинули испанцев и галлов, стоявших полукругом впереди, и стройными рядами принялись их теснить.
Конница Гасдрубала разбив римскую кавалерию, затем атаковала с тыла конницу союзников Варрона, которую также разбила и обратила в бегство. Оба фланга римлян остались незащищенными.
Питер Деннис. «Битва при Каннах, 216 г. до н.э. Бой в центре между галлами и римскими легионерами».
Иберийско-галльские пехотинцы Ганнибала после упорного сопротивления медленно отступали, увлекая за собой римлян, проникавших все глубже в расположение карфагенских войск. А тем временем ливийские пехотинцы атаковали римлян с обоих флангов, а пунийская кавалерия нанесла удар в тыл. Римская пехота оказалась в кольце.
Игорь Дзысь. «Битва при Каннах, 216 г. до н.э. Пуническая конница возвращается, чтобы атаковать римский центр с тыла»
Жуткая ловушка захлопнулась. Под напором своих и чужих легионеры не могли двигаться. Попавшие в ловушку римляне пытались отойти, но мешали друг другу. Пространство между солдатами все смыкалось и смыкалось, а солнце их нагревало, пыль душила и ослепляла, а кровь их товарищей заставляла их скользить.
Римские легионеры были практически обездвижены, им оставалось только ждать своей очереди на смерть.
Александр Ежов. «Битва при Каннах, 216 г. до н.э. Ганнибал празднует победу»
Битва при Каннах стала самой яркой и известной победой Ганнибала. И не только из-за численности врага. А главным образом за то, что она была достигнута благодаря его таланту военачальника выстраивать тактику и предвидеть ход событий.
Генрих Лойтеман. «Победа Ганнибала при Каннах»
А для Карфагена эта победа и вовсе вероятно стала величайшей в его истории. Ганнибал и его солдаты на поле боя собрали более 200 золотых колец, являвшихся символом принадлежности к высшим слоям, которые были отправлены в Карфаген в качестве подтверждения победы. Высыпанные трофеи перед карфагенским сенатом достигли высоты в «три с половиной меры».
Дженни Долфен. «После битвы при Каннах, 216 г. до н.э.»
В тот день 48 тысяч римлян пало на поле боя, от 4 000 до 5 000 попали в плен в одном из самых кровопролитных сражений древности. Погибли не только граждане, но и 80 сенаторов, консул Эмилий Павел, два квестора и двадцать девять трибунов, не считая сотни опытных центурионов. На следующий день сдались еще 8000 человек из двух римских лагерей и соседних городов.
Другой консул Гай Теренций Варрон чудом сумел уцелеть. Он не побежал вместе с другими в лагерь или Канны, а с 50 всадниками бежал в Венузию и благодаря этому избежал плена. Хотя его не обвиняли в поражении. Когда он вернулся в Рим люди всех сословий вышли за город, чтобы встретить консула и поблагодарить за то, что он не бросил родину в беде. Но тем не менее никогда больше Гаю Теренцию не доверяли командование крупными армиями.
А консула, Луция Эмилия Павла смерть сделала героем.
Джон Трамбулл. «Смерть Эмилия Павла» (1773)
Плутарх так описал его смерть: «Павел, втянутый в гущу и водоворот бегства, весь израненный копьями и дротиками, подавленный тяжелейшею скорбью, сел на какой-то камень и ждал смерти от руки врага. Кровь так обильно залила ему голову и лицо, что даже друзья и слуги проходили мимо, не узнавая его. Только один человек заметил и узнал консула — молодой патриций Корнелий Лентул. Он спрыгнул с коня, подвел его к Павлу и принялся умолять, чтобы тот спас себя ради сограждан, которые-де теперь, как никогда, нуждаются в хорошем полководце.
Бартоломео Пинелли (Bartolomeo Pinelli). «Смерть Луция Эмилия Павла в битве при Каннах, 216 г. до н. э.»
Но Павел не склонился на его просьбы; не обращая внимания на слезы юноши, он заставил его снова сесть на коня, подал ему руку и промолвил, поднимаясь с места: «Расскажи, Лентул, Фабию Максиму и сам будь свидетелем, что Павел Эмилий следовал его советам до конца и ни в чём не нарушил уговора, но был побежден сначала Варроном, а затем Ганнибалом». С этим поручением Павел отпустил Лентула, а сам бросился в самую сечу и нашел свою смерть».
Войска приветствуют Ганнибала после битвы при Каннах (216 г. до н.э.).
Это было страшное поражение, но Рим сумел его пережить, от того и стал Великим. Ганнибал отправил эмиссара в Рим, чтобы договориться о выкупе римских пленников (многие из которых были сыновьями влиятельных семей) и, возможно, о мире.
Бартоломео Пинелли (Bartolomeo Pinelli). «Рим отказывается вести переговоры об условиях мира с Карталоном, карфагенским послом, посланным Ганнибалом после битвы при Каннах в 216 г. до н.э.»
Но сенат отказал ему во въезде в город и запретил платить какой-либо выкуп. Рим был настроен сражаться насмерть. После поражения при Каннах римляне призвали в армию всех способных носить оружие, начиная с 17-летнего возраста, и сформировали 4 легиона. Государство выкупило 8 тысяч рабов, которые составили еще два легиона.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов, а также иллюстрации с сайта Arre caballo!