КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
«МАРАФОНСКАЯ БИТВА»
(MARATHON BATTLE).
По версии Олега Логинова
Жорж Мари Рошгросс. «Битва при Марафоне»
Марафонская битва, состоявшаяся 12 сентября 490 года до н. э. неподалеку от греческого города Марафон приблизительно в 42 км от Афин, стала первым крупным сражением между греками и персами. Столкнулись две военные школы, два подхода к формированию и применению армии, две цивилизации.
НАЧАЛО ВОЙНЫ
Греческие города-государства Афины и Эретрия помогали родственным греческим полисам Ионии в их неудачном восстании против власти персидского царя Дария в 499-494 годах до н. э. Персидская империя на тот момент была достаточно молода. Ее часто сотрясали восстания покоренных народов.
В 499 году до н. э. греческие полисы на территории Малой Азии, находящиеся под властью персидского царя, подняли восстание.
Представители повстанцев отправились к родственным им грекам западного побережья Эгейского моря. Спартанцы не захотели вступать в военный конфликт с персами, в то время как афиняне приняли решение отправить на помощь 20 кораблей. Повстанцам, совместно с афинянами, удалось захватить и сжечь важный город империи и столицу сатрапии Сарды. Дарий желал отомстить участвовавшим в восстании и не признающим его власть грекам.
Дарий I
Повстанцам, совместно с афинянами, удалось захватить и сжечь важный город империи и столицу сатрапии Сарды. Дарий пожелал отомстить участвовавшим в восстании грекам, которые были ему неподвластны.
Также Дарий видел возможность покорить разрозненные древнегреческие города. В 492 году до н. э. во время военной экспедиции персидского военачальника Мардония была завоевана Фракия, Македония признала верховную власть персидского царя. Таким образом, персы обеспечили своему сухопутному войску проход к территории Древней Греции.
В том же, 492 году до н. э. трагик Фриний поставил в афинском театре свою трагедию «Взятие Милета» о захвате города персами. Зрители так остро переживали действия, что в театре стоял стон и плач. Вместо ожидаемой награды талантливый драматург был оштрафован на тысячу драхм за то, что заставил сограждан смотреть на страдания греков.
Спартанцы бросают в колодец персидского посла
В 491 году до н. э. Дарий отправил послов во все независимые греческие города с требованием «земли и воды», что соответствовало покорности и признанию власти персов. Осознавая силу и военную мощь государства Ахеменидов, все города древней Эллады, кроме Спарты и Афин, приняли унизительные требования. В Афинах послы были преданы суду и казнены. В Спарте их сбросили в колодец, предложив взять оттуда земли и воды.
В 490 году до н. э. был направлен персидский флот под командованием Датиса и Артаферна для покорения Афин. По пути к Афинам была покорена и разрушена Эретрия.
Рисунок Ивана Сущенко из диафильма «Греко-персидские войны»
Мощная персидская армия под командованием Мардония, зятя царя Дария, поднялась по Эгейскому морю в сторону Фракии в 492 г. до н.э. Они подчинили Фаса и заставили Александра, царя Македонии, подчиниться персидскому игу. Македонянин должен был предоставить войска в персидскую армию.
Ричард Хук. «Филиппид со спартанскими эфорами»
Афиняне, узнав о высадке, послали знаменитого бегуна Филиппида просить спартанцев о помощи, преодолев за два дня 225 км, но спартанцы находились на религиозном празднике и заявили, что не придут до смены луны ( 12 или 13 сентября).
ПЕРЕД БИТВОЙ
Военачальник греческого войска Мильтиад
После завоевания Эретрии персы отплыли по направлению к Аттике. По совету находившегося в составе их армии бывшего афинского тирана Гиппия они высадились на равнине неподалеку от города Марафон. Для завоевателей она имела ряд преимуществ. Во-первых, равнина находилась ближе всего к Эретрии. Гавань была удобна и безопасна. В долине персы могли найти богатые и нетронутые пажити, на которых можно было бы пасти коней. Также Датис и Артаферн даже не думали о сражении в открытом поле, а предполагали, что афиняне ограничатся обороной стен своего города. По уверениям Гиппия, из долины можно было выйти по удобным дорогам прямо к Афинам. По легенде, Накануне он увидел сон о сексе с собственной матерью и посчитал это знаком, что ему удастся вернуться в Афины победителем.
Узнав о высадке персов, афиняне направили свое войско к Марафону. Во главе армии по древней традиции находилось десять стратегов. На помощь также прибыло ополчение из Платей. Мнения стратегов относительно дальнейших действий кардинально разошлись. Одни высказывались против битвы в связи с малочисленностью войска, другие же, напротив, советовали вступить в битву. Тогда стратег Мильтиад обратился к полемарху Каллимаху, от решения которого зависело окончательное решение, со словами:
«В твоих руках, Каллимах, сделать афинян рабами или же освободить их […] Ведь с тех пор как существуют Афины, никогда им еще не грозила столь страшная опасность, как теперь. […] Мы — десять стратегов — разошлись во мнениях: одни советуют дать битву, а другие — нет. Если мы теперь же не решимся на битву, то я опасаюсь, что нахлынет великий раздор и так потрясет души афинян, что они подчинятся мидянам. Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость. Все это теперь в твоей власти и зависит от тебя. Присоединись к моему совету, и твой родной город будет свободен и станет самым могущественным городом в Элладе. А если ты станешь на сторону противников битвы, тогда, конечно, мы погибли.
Столь проникновенная речь Мильтиада убедила Каллимаха в необходимости немедленного сражения. После принятия принципиального решения дать битву, а не придерживаться оборонительной тактики, все стратеги вслед за Аристидом уступили свое командование Мильтиаду.
Мильтиаду в то время было около 60 дет, он происходил из знатного афинского рода, но в Афинах был человеком новым. Долгое время Мильтиад был тираном Херсонеса Фракийского (совр. Галлиполи) и даже сопровождал шахиншаха Дария в его походе против скифов. После подавления восстания малоазийских греков, Мильтиад бежал в Афины, где быстро стал заметной политической фигурой. Прежняя служба персам Мильтиада была расценена греческими стратегами, как козырь в предстоящей битве, поскольку он был знаком с тактикой их врага.
Рисунок Ивана Сущенко из диафильма «Греко-персидские войны»
Войско из афинян и платейцев прибыло к месту, где высадились персы. Равнина представляла обширную территорию, которая тянулась с юга на северо-восток вдоль моря и делилась ниспадавшим с Пентельского хребта водопадом на две половины. Южная ее часть была ограничена горой Пентеликон, которая доходила непосредственно до морского побережья. Северная, отдаленная от Афин половина равнины также была окружена горными цепями. При этом ширина плоского пространства была кажущейся. На северо-востоке простирались обширные болотистые места, зеленая поверхность которых обманывала глаз.
Мильтиад распорядился стать лагерем на вершинах Пентельского хребта, перекрыв таким образом единственную дорогу к Афинам. Именно по ней Гиппий намеревался провести персов. Несколько дней оба войска стояли напротив друг друга и не предпринимали никаких военных действий.
У греков в войске было порядка 10 тысячах афинян и тысяча платейцев. Численностью они значительно уступали персам, у которых имелось 25 тысяч пеших воинов и одна тысяча всадников. А потому греки впервые привлекли к военным действиям рабов.
ВООРУЖЕНИЕ
Персидские воины из гвардии «бессмертных».
Войско персов состояло из представителей множества народов и племен, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пестрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племен были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожженными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы.
Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооруженных гоплитов в несколько шеренг. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю.
Греческая фаланга
Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI-V веках до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.
МАРАФОНСКАЯ БИТВА
Роджер Пейн (Rodger Peynе). «Древние греки сражались с персами в битве при Марафоне, 490 г. до н.э. ».
Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил свое войско в боевом порядке — на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом — платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако ее центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно глубже.
Главной ударной силой персов были арстибара (дословно копьеносцы) из корпуса Бессмертных и саки (представители ираноязычных племен в армии Дария, считавшиеся способными воинами), на флангах разместилась легкая пехота. Такое построение пехоты было характерно для персов, так как командующий обычно руководил войсками из центра, где его охраняли лучшие войска.
Эдуард Гроулт. «Марафонская битва 490 г. до н. э. Афиняне достигают персидского строя».
После построения греки начали наступление. Греки продвигались обычным темпом, пока не оказались в 200 метрах от персидских позиций, остановились, реорганизовали свои ряды и начали бегущую атаку, чтобы избежать персидских стрел.
Как подчеркивает Геродот, «они первыми из всех эллинов […] напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов».
Джон Харрис Валда. «Марафонская битва»
Битва длилась долго. И была ожесточенной. Особенно отчаянно дрались греки, которые бились за свою землю. Однако в центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна — персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки.
Ричард Хук. «Афиняне прорывают персидскую линию в Битве при Марафоне, 490 г. до н.э.»
Греческий фронт стал вогнутым, охватив персов. Гоплиты благодаря своим доспехам и вооружению успешно противостояли персидской коннице и лучникам. А именно на них делали основную ставку персидские военачальники еще до начала сражения.
Художник Питер Коннолли. «Битва при Марафоне»
Хотя на счет конницы не вполне понятно. Греческая фаланга была уязвима для атак персидской конницы с флангов, и в битве при Марафоне ее нечем было прикрыть. Однако, считается, что персы решили не давать битву у Марафона и начали грузить свою конницу на корабли, чтобы высадиться ближе к Афинам. А Мальтиад прознал об этом от перебежчиков, после чего и принял решение атаковать персов незамедлительно.
Исход сражения решили афинский отряд под командованием Каллимаха и фаланга воинов Платеи, разгромившие персов на флангах. Правый фланг персидского войска, состоявший в основном из подданных шахиншаха неперсидского происхождения, вскоре был разбит. Воины бежали, многие искали спасение в близлежащем болоте, где захлебывались и тонули. Левый фланг персов также был обращен в бегство.
После обхода с флангов, вместо преследования отступающих врагов греки повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям. Битва продолжалась на морском берегу, при этом греки пытались поджечь персидские корабли, особенно их паруса, сумев поджечь 7, которые были потом захвачены.
Подвиг Кенигира
Персы поспешно рубили причальные концы, чтобы отойти от берега. Накал рукопашной схватки не утихал. Когда брат известного драматурга Эсхила, Кенигир, схватился рукой за нос вражеского корабля, чтобы не дать ему уйти, персы отрубили ему руку. Тогда он ухватился за него другой рукой, и персидский корабль был захвачен, но Кинегир умер от потери крови. Считается, что именно в ожесточенной схватке возле персидских кораблей пал мертвым полемарх Каллимах, уступивший командование греческой армией Мильтиаду.
Герман Фогель (Hermann Vogel). «Бегство персов после поражения при Марафоне»
Тем не менее, согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина. При этом потери персов «отец истории» оценивал в 6400 человек. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, Геродот говорил, что он уплыл вместе с флотом и вернулся обратно в Азию. Но, согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника.
ПОСЛЕ БИТВЫ
Игорь Дзысь. «Мильтиад в битве при Марафоне»
Считается, что в Афинах существовала влиятельная «проперсидская» партия. Согласно Геродоту, врагу был дан условный сигнал щитом с вершины горы Пентеликон об оставленных без защиты Афинах. Впоследствии распространилась молва, что это сделали Алкмеониды, предав таким образом общегреческое дело. Отчалив от Марафона, персидские суда направились к Суниону, чтобы, обогнув его, захватить Афины. Город оставался беззащитным, так как все ополчение находилось на поле боя на расстоянии в 42 км. Но планы врагов были вовремя разгаданы Мильтиадом. Победителям при Марафоне не суждено было отдохнуть после боя. Оставив отряд во главе с Аристидом для охраны пленных и военных трофеев, греческая армия в полном вооружении совершила форсированный марш к Афинам. Когда персы достигли Фалерской бухты, то обнаружили, что вся греческая армия снова стоит перед ними. Увидев, что город надежно охраняется, персы не решились на сражение и отплыли домой.
Люк-Оливье Мерсон. «Подвиг Фидиппида»
С битвой при Марафоне связано несколько легенд.
Другая недостоверная историческая легенда дала название Согласно Плутарху, писавшему свои труды спустя более чем 500 лет после описываемых событий, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Но позже фактически в честь него появилась спортивная дисциплина — марафонский бег на дистанцию 42 км 195 м.
Согласно другой легенде, афиняне отправили гонца Фидиппида в Спарту, чтобы он поторопил лакедемонян с выступлением в поход. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придет на помощь.
Бог Пан пришел и вселил в персов панику, но спартанцы опоздали. Их армия прошла расстояние от Спарты (220 км) до Афин всего за 3 дня, но все равно прибыла только на следующий день после битвы. Опоздав к сражению, спартанцы осмотрели поле боя, воздали хвалу афинянам и возвратились домой. Погибшие были удостоены величайших по меркам древних афинян почестей — их похоронили на поле боя.
Развеяв миф о непобедимости персов, битва при Марафоне значительно подняла боевой дух афинян и впоследствии осталась в их памяти как символ величия Афин. Правда, для Мильтиада слава победителя персов оказалась недолговечной.
В следующем году Мильтиад предложил начать поход на Кикладские острова. Под его предводительством афиняне осадили остров Парос, но блокада окончилась неудачей; сам Мильтиад был ранен и вернулся в Афины, не добившись никаких результатов. Он был обвинен в «обмане народа» и приговорен к штрафу в 50 талантов и вскоре умер от полученных при осаде Пароса ран.
А для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию.
В античных Афинах в шестой день третьего месяца (Боедромиона), который начинался примерно в середине сентября и длился примерно до середины октября, проводился праздник в честь Марафонской победы.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников.