РИТУАЛЬНЫЕ КАЗНИ ДРЕВНОСТИ
(RITUAL EXECUTIONS OF ANTIQUITY)
В стародавние, дикие времена Древнего мира на справедливость законов рассчитывать было сложно. Можно было оказаться жертвой ритуальной казни без всякой вины. Умирающим вождям были крайне необходимы в загробном мире жены и слуги, а потому тех и других нередко отравляли на тот свет вместе с их мужем или хозяином.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ КАЗНИ В КИТАЕ
Вероятно, самые массовые «погребальные» казни осуществлялись в Китае. Например, достоверно известно, что в 621 году до н. э. вместе с правителем Мугуном было похоронено 177 человек. При этом Мугун был далеко не самым большим правителем, он был лишь ваном вассального княжества Цинь. О трех его верных слугах, похороненным вместе с ваном, народ сложил песню «Иволга».
Со временем уничтожение сотен людей для того, чтобы тот или иной умерший китайский правитель чувствовал себя комфортно в загробном царстве, посчитали непозволительной роскошью. И человеческие жертвы стали заменять фигурками в виде людей и различными предметами.
К моменту вступления на трон в 221 году до н.э. первого императора Китая Цинь Шихуанди «погребальные» человеческие жертвоприношения уже не осуществлялись. А Шихуанди вообще не хотел умирать. Во время своих странствий по Китаю он искал различных кудесников и ведунов, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. Например, как-то в 210 году до н. э. императору сказали, что к чудесным островам бессмертных трудно добраться, так как их охраняют огромные рыбы. Шихуанди сам отправился в море и из лука убил огромную рыбу, но мало того, что это не открыло ему путь к заветным островам, так еще морское путешествие серьезно подкосило его здоровье.
Тем не менее, по принципу «собираешься жить вечно, готовься к смерти», Шихуанди при жизни позаботился о своем погребении с императорским размахом. Он приказал вырыть неподалеку от своей гробницы одиннадцать подземных тоннелей и поместить в них изваянные из терракоты скульптуры воинов и приближенных. В настоящее время раскопки еще продолжаются, но уже найдено восемь тысяч терракотовых скульптур в человеческий рост.
В 210 году до н.э. в возрасте 48 лет Цинь Шихуанди скоропостижно скончался после употребления эликсира бессмертия, содержащего ртуть. Его приближенные посчитали, что тысяч терракотовых воинов в загробном царстве ему будет маловато. И решили захоронить вместе с императором его бездетных наложниц. А во время церемонии погребения Шихуанди, кому-то из его сановников, пришла в голову мысль, что нельзя оставлять в живых рабочих, которые строили гробницу, поскольку они могут проболтаться о спрятанных в ней ценностях. Всех их замуровали в гробнице императора, а сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.
РИТУАЛЬНЫКАЗНИ РАЗНЫХ СТРАН
В Финикии действовал культ бога Хадада, который требовал для себя человеческих жертв — и, прежде всего, новорожденных детей. Археологами близ остатков алтарей в храмах Хадада найдены огромные скопления детских костей. А имя финикийского бога Молоха даже стало нарицательным обозначением свирепого бога, пожирателя человеческих жизней. Говорят, что самое имя Молох произошло от слова «molk», означавшего принесение в жертву детей. Финикийцы приносили в жертву своих самых любимых чад из благородных семейств. Им казалось, что даже самое безжалостное божество должна тронуть тяжесть потери наиболее видных граждан.
Карфагеняне, потерпевшие ряд чувствительных поражений в ходе Пунической войны, решили, что причина их неудач кроется в гневе на них богов. В прежние времена их бог Кронос получал в жертву избранных детей своего народа, но впоследствии они стали покупать и откармливать для этой цели чужих детей. Теперь же они сочли, что божество мстит за обман. Вместо того чтобы попытаться ценой своей крови попытаться внести перелом в войну на поле битвы, карфагенские аристократы отдали медной статуе бога Кроноса двести своих детей. Статуя была сделана таким образом, что руки Кроноса образовывали своеобразный желоб, по которому приносимые ему жертвы скатывался в глубокую яму, наполненную огнем.
Гравюра Адольфа Паннемакера. «Два галла, погребенные заживо в 232 году до Р.Х.».
В годы Второй пунической войны, когда над Римом нависла угроза захвата его войсками Карфагена, Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов. А пока он ездил, римляне в качестве экстренной меры принесли богам человеческие жертвы. Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями, где когда-то давно уже совершались человеческие жертвоприношения. Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны.
В кинофильме «Даки» для победы в войне с Римом добровольно принес себя в жертву сын дакийского царя Децебала. Он был предан ритуальной казни – сброшен на ряд копий, вкопанных в землю. Его смерть, конечно, помогла дакийцам поднять боевой дух, но выучка римских легионеров определила их окончательный перевес в войне.
Когда же полководцы надеялись не на своих воинов, а на покровительство свыше, они платили за это жизнью собственных детей. В Ветхом Завете рассказывается, что прежде чем начать битву с аммонитянами полководец Иеффай дал обет в случае победы принести в жертву первого человека, который ему повстречается на пути домой. По иронии судьбы «первым встречным» стала его единственная дочь, которая танцем приветствовала отца-победителя. Бедная девочка. Она стала жертвой папиного обета. Единственно, что выглядит благородным в этой трагической истории, это верность Иеффая своему слову.
В Древнем Египте бога солнца Амона-Ра ублажали казнями пленников в его честь. Приведенных из военных походов знатных пленников вешали или убивали палицей перед стенами храмов при большом стечении народа.
Если уж в наиболее цивилизованных странах ритуальные казни были в порядке вещей, то у варваров они и вовсе воспринимались как должное. Римский историк Тацит рассказывал о нравах свебов, занимавших в его время большую часть Германии: «В установленный день представители всех связанных с ними по крови народностей сходятся в лес, почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, начав с заклания человеческой жертвы, от имени всего племени торжественно отправляют жуткие таинства своего варварского обряда».
А византийский историк Лев Диакон описывал скифский ритуал: «И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра».
Особенно кровожадным представляется главный иудейский бог Яхве, который согласно Ветхого Завета требовал, чтобы все первенцы Израиля посвящались ему, то есть убивались ему во славу. «Освяти мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому что мои они».
Но все же по мере развития государств в Древнем мире их народы постепенно отказывались от человеческих жертвоприношений. В той же древней Иудее сначала задабривали богов своими младенцами, а потом подвергали смертной казни тех, кто так поступал — «Кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями…»
САМЫЕ МАССОВЫЕ РИТУАЛЬНЫЕ КАЗНИ
Самые массовые ритуальные казни, безусловно, осуществлялись в государстве ацтеков. Там считалось, что только человеческие жертвы могут задобрить богов, то и дело насылавших на людей различные катаклизмы: засуху, эпидемии, мор.
Больше всего ацтеки хотели задобрить грозного бога войны Уицилопочтля. Для этого они устраивали целый конвейер смерти. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали пленника за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. Потом на жертвенный камень волокли следующего бедолагу и так много-много раз.
В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв — божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение 20 дней. Даже сам король надевал кожу, срезанную со стоп и ладоней.
Точно неизвестно, сколько человеческих жертв приносилось ежегодно в государстве ацтеков. Ученые считают, что 20-30 тыс. Возможно, эти цифры преувеличены, но нет сомнения, что они все-таки были внушительными.
Олег Логинов