КАЗНЬ ДНЯ
По версии Олега Логинова
21 июня
КАЗНЬ НА СТАРОМЕСТСКОЙ ПЛОЩАДИ
(EXECUTION ON THE OLD TOWN SQUARE)
Казнь на Староместкой площади в Праге 21 июня 1621 года называют «казнью 27 чешских панов». Это не совсем верно, поскольку, среди казненных были не только дворяне. Но однозначно, что это самая известная массовая казнь в Чехии.
Все началось с того, что в Чехии протестанты отвергли власть императора Священной Римской империи Фердинанда II Габсбурга. Подняли так называемое «Восстание чешских сословий» и передали чешскую корону Фридриху Пфальцскому. Но восстание, длившееся два года, завершилось сокрушительным поражением в битве у Белой горы 8 ноября 1620 года. И для схваченных чешских мятежников настали тяжелые времена. Император Фердинанд II жаждал крови. На схваченных мятежников по его приказу не распространялось обычное право — только императорские директивы. Их можно было лишь обвинять — и нельзя было защищать.
Изначально казни было приговорено 43 человека. Причем, некоторые из них были приговорены к четвертованию заживо.
Судами над мятежниками в Праге руководил князь Карл Люксембург. Он принимал участие в подавлении Восстания чешских сословий, в арестах и казнях уцелевших участников битвы на Белой Горе. В благодарность за это, в 1622 году император Фердинанд II назначил Карла на должность губернатора и вице-регента Богемии и сделал кавалером Ордена Золотого Руна. Но даже у него возникло ощущение, что суды переборщили со строгостью. Ох ходатайствовал перед императором о смягчении приговоров шести членам директората востания, а также врачу Миашу Борбониусу, который лечил его от ревматизма. Император Фердинанд II, чей гнев со временем улегся и сам явил милость к некоторым осужденным, в результате чего смертные приговоры были оставлены только для 27 мятежников. И почти для всех из них отменено четвертование. Из 27 приговоренных дворянами были только трое — Иоахим Андреас фон Шлик, Вацлав Будовец и Криштоф Гарант, еще семеро были из рыцарского сословия, остальные 17 — мещанами. Не все вожди антигабсбургского выступления были чехами. Так девять из них говорили только по-немецки.
Казнь лидеров чешских протестантских повстанцев в Праге
Казнь на Староместкой площади состоялась 21 июня 1621 года и продолжалась с 5 часов утра до 1 часа дня. Одного из приговоренных, Яна Теодора Сикста помиловали прямо на эшафоте. Но зато посмертно четвертовали Мартина Фрувейра из Подоли, который покончил с собой еще до вынесения приговора. Большинству из приговоренных (21 человеку) отрубили голову мечом.
Палачу помогали 6 помощников, причем четверо из них были добровольцы. В этот день пражский городской палач Ян Мыдларж установил свой собственный рекорд по числу снесенных голов. За время казни палач сменил 4 меча, ни разу не опозорившись промахом. За свою успешную работы он получил от Карла Люксембурга солидное вознаграждение, на которое можно было купить дом в Праге.
Трем осужденным (Онджею Шлику, Богуславу из Микаловича и лендеру Риплу) перед обезглавливанием были отрублены правые руки. Доктору Иоганнесу Есениусу, ректору Пражского Университета, перед казнью вырвали язык. Есениус был хорошо знаком с палачом Мыдларжем, и существует легенда, что задолго до этих событий врач зашел в дом палача, и уже тогда висевший на стене меч задрожал, предчувствуя того, чью жизнь он однажды отнимет.
Сначала казни подвергли трех дворян. Вероятно, что была своего рода привилегия. Им не надо было мучительно ожидать своей очереди, наблюдая за мучениями товарищей. Иоахим Андреас фон Шлик был обезглавлен первым.
После экзекуции над дворянами последовала казнь Яна Есениуса, которому сначала вырезали язык, а затем обезглавили. Когда ему отрезали язык, он издал страшный крик, заглушенныей боем барабанов. После отсечения головы, его тело было разделено на четыре части, которые нанизаны на колья. Ян Есениус был столь сурово наказан по нескольким причинам: во-первых, он убедил Венгрию расстаться с императором, а во-вторых, он написал политико-философский трактат Pro vindiciis contra tyrannos («Может ли народ свергнуть тирана?»). Члены Единства Братьев были повешены, что стало для них самой позорной смертью. Городской служащий Микулаш Дивиш был прибит к виселице за язык на один час за то, что приветствовал Фредерика. V Пфальца по прибытии в Прагу.
После казни Карл Люксембург устроил банке для судей, чьими рениями была предопределена эта массовая казнь. Безусловно, он был раз, что она прошла «без сучка и задоринки».
Тела казненных без голов были переданы семьям, которые их хоронили. Отрубленные головы были выставлены на всеобщее обозрение (и устрашение) в различных районах Праги, причем руки и язык были прибиты к головам казненных. Двенадцать голов положили в железные корзины, которые палачи прикрепили к Староместской мостовой башне. Головы висели там до тех пор, пока саксонская армия не вторглась в Прагу в 1631 году.
По легенде, каждый год, в ночь после казни, призраки двадцати семи обезглавленных и повешенных мятежников проходят через Староместскую площадь. Идут они в порядке старшинства, от 86-летнего Кашпара Каплиржа до 39-летнего Яна Кутнауэра, который, как рассказывают, встретил свою смерть песней. В Тынском храме они принимают причастие и исчезают — до следующего года.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников.