КАЗНЬ ДНЯ
По версии Олега Логинова
1 июля
КАЗНЬ ШЕВАЛЬЕ ДЕ ЛА БАРРА
(EXECUTION OF THE CHEVALIER DE LA BARRE)
Франсуа-Жан Лефевр де Ла Барр (François-Jean Lefebvre de La Barre) — французский аристократ, приговоренный к смертной казни за богохульство и святотатство судом Абвиля, а затем Большой палатой Парижского парламента. Он стал последним человеком, казненным за богохульство во Франции.
Мать Франсуа-Жана Лефевра умерла, когда ему было девять лет, отец — когда ему было семнадцать, в 1762 году. Причем, его отец до своей смерти растратил состояние в более чем 40 тыс. ливров, унаследованное от отца, генерал-лейтенанта армии. 17-летний Франсуа-Жан со старшим и несовершеннолетним братом Жаном-Батистом без гроша в кармане отправились в Абвиль в Пикардии, где их забрала родственница, настоятельница аббатства Вилленкур Анна Маргарита Фейдо.
Утром 9 августа 1765 года в Аббевиле были обнаружены два акта осквернения: порезы ножом на распятии на мосту Абвиль и захоронение мусора на изображении Христа на местном кладбище. За осквернения решили наказать молодых дворян, хотя доказательств в их причастности к ним не было. Большинство молодых людей, попавших под подозрения, сумели бежать из Абвиля. И крайним оказался дела Барр, которому собственно бежать было некуда.
На молодого дворянина «повесили» недавнее «дело о святотатстве» – акт вандализма над церковным распятьем. Лейтенант городской полиции де Бельваль, который вел следствие, был личным врагом юноши и добился ареста шевалье. Как подтверждение обвинения вспомнили недавний поступок парня – он не снял шляпу перед церковной процессией и не преклонил колено перед ней. А при обыске у него нашли трехтомник Вольтера, что усугубило его положение. Также ему предъявили обвинения за распев оскорбительных песен о Деве Марии и Марии Магдалене.
28 февраля 1766 года кавалер де ла Барр был осужден президентом Абвиля за «нечестие, богохульства, отвратительные и отвратительные кощунства». За это по решению суда его надлежало жестоко наказать: отрезать ему язык, обезглавить и сжечь.
Несколько известных людей просили Людовика XV помиловать парня. Но король отказался это сделать.
Бронзовый рельеф, изображающий пытки шевалье де ла Барра.
Утром 1 июля 1766 года шевалье де ла Барр был подвергнут пытке «испанским сапогом», чтобы выведать у него имя сообщников. Молодой человек потерял сознание от боли, но никого не назвал. Его привели в чувство и после 5-часовой пытки повезли на место казни, на телеге, в рубашке, с веревкой на шее. У него на спине повесили табличку с надписью «нечестие, богохульство и отвратительное святотатство».
Когда процессия шла мимо церкви, де ла Барр отказался преклонить колени и публично покаяться. На эшафоте он провел пальцем по лезвию меча и попросил палача «показать свое искусство, поскольку страдание пугало его больше самой смерти». Ему завязали глаза. Обычно осужденному на обезглавливание дозволялось выбирать, завязывать ему глаза или нет. Однако в случаях «постыдного отягчения наказания» это особо оговаривалось приговором. Так было и на сей раз.
Когда палач велел ему встать на колени, он взбунтовался: «О нет! Я не преступник и приму смерть стоя». Молодой неопытный палач понял, что спор лишь отнимет у него силы. Он нанес удар с такой силой и точностью, что голова, как указано в хронике, «еще несколько секунд продержалась на плечах и упала, только когда рухнуло тело».
О мастерстве палача острословы сочинили несколько куплетов и памфлетов, дошедших аж до Парижа. Речь в них шла о нетерпеливой жертве, которой палач отвечал: «Готово, месье, встряхнитесь!»
После казни тело де ла Барра сожгли. В огонь бросили и найденный у него «философский словарь» Вольтера.
Беспорядки, вызванные этой казнью, таковы, что уголовное преследование других обвиняемых прекращено.
Больной и поглощенный защитой дела Пьера-Поля Ширвена, Вольтер с опозданием включился в защиту Ла Барра. Он не смог спасти ему жизнь, но смог реабилитировать его память.
В Францию де ла Барру установлены монумент в аббатстве в Абвиле и памятник на Монмартре. Ежегодно 1 июля, в день казни Франсуа-Жана де ла Барра во Франции проходят митинги борцов за свободу мысли и слова, активно отстаивающих свои религиозные взгляды и убеждения.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников.