ИСТОРИЯ ДНЯ
По версии Олега Логинова
10 июля
ЗЛОЙ РОК ГЕНРИХА II
(THE EVIL FATE OF HENRY II)
Генрих II (Henri II) — король Франции с 31 марта 1547 года, второй сын Франциска I. Главным достижением его правления называют окончание войн за господство над итальянскими землями и Средиземным морем между Францией, Испанией и Священной Римской империей. Эти войны начались в 1494 году, еще до рождения Генриха II, но именно ему удалось завершить кровопролитие заключением Като-Камбрезийского мира.
Правда, до заключения мира ему пришлось изрядно повоевать почти со всеми соседями. Особо драматичной для него стала война с Испанскими Нидерландами.
Коннетабль Монморанси, поспешив на помощь осаждённому Сен-Кантену, потерпел поражение и вместе с лучшей частью французской аристократии был захвачен испанцами в плен. Правда, в 1558 году Гизу удалось отнять у англичан Кале и захватить крепость Тионвиль, но поражение при Гравелингене остановило успехи французов. По заключённому в Като-Камбрези миру Генрих принуждён был возвратить Пьемонт и оставил за собой только Кале. Особая статья договора обязывала Генриха преследовать евангелическую церковь; а для укрепления дружественных уз Генрих выдал свою старшую дочь замуж за испанского короля Филиппа II.
ТУРНИР
В июле 1559 года Генрих объединил в один праздник заключение мира и свадьбу своей дочери Елизаветы Валуа. Венцом торжеств стал трехдневный рыцарский турнир.
Турнир проходил на (тогдашней) окраине Парижа в Турнельском дворце, сейчас район Площади Бастилии.
Rue Saint-Antoine — одну из самых широких улиц Парижа того времени -превратили в площадку для турнира, длиной 150 метров и шириной 25-30 метров. Выдернули камни из мостовой, засыпали все песком. Воздвигнули роскошные трибуны, откуда европейская знать могла бы со всеми удобствами следить за поединками. В центре находилась королевская трибуна, где должны были восседать обе королевы Генриха II — официальная и настоящая.
Вообще-то, турнир, которого с таким нетерпением ожидал Генрих, принято было проводить после бракосочетания. Первое венчание принцессы Елизаветы с Филиппом II состоялось 28 июня 1559 года, то есть до турнира. Невесте было 14, жениху 32. Филиппом II не присутствовал лично, бракосочетание состоялось через представителя герцога Альба.
Второе бракосочетание между принцессой Маргаритой и герцогом Савойским пока не состоялось, но брачный договор уже был подписан. Поэтому турнир уже можно было начинать….
СМЕРТЬ, ПРИУРОЧЕННАЯ К ПРАЗДНИКУ
30 июня 1559 года был жарким солнечным днем. Но, несмотря на жару,
Генрих был одет в черно-белые одежды — геральдические цвета Дианы де Пуатье, своей вечной фаворитки, королевы его сердца. Такие же цвета были и у попоны его лошади, имевшей довольно странную кличку – «Malheur» («Неудача»). Но король не верил в знаки судьбы.
60-летняя фаворитка Диана сидела в королевской ложе вместе с тремя другими королевами: Екатериной Медичи — королевой Франции, Марией Стюарт — королевой Шотландии и Елизаветой — новоиспеченной королевой Испании.
Перед ними Генрих и решил блеснуть своим рыцарским искусством.
Первым противником стал его уже почти зять зять герцог Савойский. Король весело посоветовал ему держать поводья покрепче, потому что он сейчас невзирая на родственные узы выбьет герцога из седла. Предсказание Генриха сбылось. Король сказал – король сделал!
Следующим противником был герцог де Гиз, который после атаки Генриха все же смог усидеть в седле.
Эдуар Детай. «Монтгомери смертельно ранит Генриха II».
Между тем наступил полдень. Солнце палило нещадно. Екатерина Медичи умоляла супруга отдохнуть, убеждая его, что он уже все всем доказал. Но Генрих сказал, что еще раз выедет на ристалище. И галантно добавил: «Мадам, я посвящаю это сражение Вам!»
Третьим соперником Генрих вызвал на поединок капитана шотландской ляйб-гвардии Габриеля Монтгомери, графа де Лоржа. Тот не был рад такому вызову. Граф хорошо помнил рассказ отца, который будучи на службе у Франциска I, отца нынешнего короля, чуть было не отправил монарха на тот свет. По перечить своему королю он не посмел.
Пишут, что когда эти противники сшиблись в центре ристалища в первый раз, их копья разлетелись в щепки, а всадники пошатнулись, но остались в седлах. По правилам турнира поединок считался завершенным. Но раззадоренный король не был удовлетворен «ничьей» и потребовал у графа все же выявить победителя. Коннетабль Франции Монморанси заклинал Генриха оставить затею с повторным поединком. Но упрямый король был непреклонен.
Генри Грубет (Henri Grobet). «Смерть Генриха II Французского, 1559 г.»
Пришпорив лошадей, противники помчались друг на друга. Забрало королевского шлема сдвинулось. В это же время копье Монтгомери сломалось о доспехи Генриха II. И, когда бойцы поравнялись друг с другом, обломок копья Габриэля случайно впился королю в лицо, войдя в правый глаз и выйдя из уха. При этом Генрих в своем тяжелом снаряжении не упал с лошади, а лишь склонился на ее шею. По рядам зрителей прокатился возглас ужаса. Екатерина, две молодые королевы и чувствительный дофин упали в обморок. Диана побледнела, но оставалась сидеть неподвижно.
Оруженосцы осторожно спустили короля с лошади и сняли шлем с его головы. Все было залито кровью. Король пробормотал: «Я умираю». Его понесли во дворец и там уложили в кровать. Граф де Лорж и герцог де Гиз вытирали кровь с лица и рук короля носовыми платками, смоченными в уксусе.
Немедленно отправили за целителем, мэтром Амбруазом Паре. В 1545 году Парé спас де Гиза, которому при осаде Булони копье вонзилось в лоб и вышло наружу между ухом и затылком. С тех пор на лице де Гиза навсегда остался глубокий шрам, за что его прозвали «le Balafré»(«Меченый»), но зато он был жив.
В ожидании Парé придворные медики пытались пинцетами удалить из раны осколки копья. Они вытащили правой глазнице короля удалили 6 осколков копья, два из них были 9,5 см и 7 см длиной. Рот этом пациент кричал от страшной боли.
Король Франции Генрих II на смертном одре
Амбруаз Паре сделал все возможное, но на сей раз оказался бессилен. 10 дней Генрих провел между жизнью и смертью. Как только он приходил в себя, он сразу принимался за государственные дела. На смертном одре он подписал приказ об аресте некоторых членов Парламента, как бунтовщиков и еретиков. Но при этом распорядился не обвинять Монтгомери в умышленном убийстве, так как виноват был он сам.
10 июля 1559 года король скончался. Монтгомери был отстранён от службы и уехал в Англию. Хотя перед смертью Генрих велел не карать убийцу, однако его вдова, Екатерина Медичи, была не столь великодушна. Она не забыла и не простила. Пятнадцать лет спустя, когда Екатерина стала фактической правительницей страны, Монтгомери был обезглавлен на Гревской площади.
Считается, что нелепая смерть Генриха II привела к запрету рыцарских турниров в Европе. Катрен Нострадамуса, в котором речь идет о гибели «старого льва» в поединке с «молодым», который «выколет ему глаза», позже получил славу как предсказание смерти Генриха II, причем сбывшееся еще при жизни Нострадамуса.
«Молодой Лев победит Старого
На поле битвы в одиночном поединке.
Он пронзит ему глаза через золотую клетку,
От двух ран Старый Лев умрет страшной смертью».
Фразу из катрана «Золотая клетка» объяснили так, что она означает золотой шлем Генриха.
Фоторейтинг по теме «Нелепые смерти королей»
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.