СКАНДАЛЬНЫЙ МАТЧ В «ЛУЖНИКАХ»
(THE SCANDALOUS MATCH AT LUZHNIKI)
Хрущевская пора стала оттепелью, так и не переросшую в весну. Народ поучил глоток свободы и много красивых обещаний, что жизнь будет лучше и веселей. Но на деле все было далеко не радужно.
И как результат, в разных городах СССР то и дело вспыхивали какие-то стихийные бунты, апофеозом которых стали события в Новочеркасске, закончившиеся расстрелом голодных рабочих.
ФУТБОЛЬНЫЕ БУНТЫ
Д. Узбяков. «Когда хромает дисциплина». Крокодил. 1960
Практически единственной отдушиной для советских мужиков от трудовых будней и разных проблем был футбол. Говорят, что в те времена народ ходил на футбол, как на праздник. А какой праздник без выпивки?!
Судя по кадрам кинохроник того времени, стадионы во время проведения футбольных матчей набивались почти под завязку. Регулярно на футбол ходили болельщики, которых называют «кузьмичами». Это были интеллектуальные фанаты, о любимой команде они знали почти все, и счет на табло был для них важнее многих событий в своей жизни. Но основная масса мужчин ходила на футбол от случая к случаю. И если уж они пришли, то считали своим долгом «поддать» перед матчем, а добавить во время него, благо алкоголь свободно продавался прямо на стадионе. Считается, что это стало главной причиной самых масштабных беспорядков в СССР на спортивных аренах того времени — так называемого «Ленинградского футбольного бунта», произошедший 14 мая 1957 года. Но и после него торговлю спиртным на стадионах не запретили. Впрочем, если бы и запретили, то выпивать болельщики бы не перестали.
Фанатских шоу тогда на трибунах не было, но их подменяли подвыпившие и громко горланящие компании, обязательно оказывающие поблизости. Это своего рода была часть футбольного праздника, народ воспринимал их крики в адрес судьи и футболистов с улыбкой, а при удачной фразе смеялся, пусть она и была матершинной.
МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ЦСКА
В конце 1950-х годов футбольному клубу ЦСКА, или как он тогда назывался ЦСК МО не везло, невзрачные результаты сочетались с тренерской чехардой. А в 1959 году он еще и угодил под раздачу в Сталино (ныне Донецк). Накануне матча с местным «Шахтером» настоящим сталинским шахтерам выдали зарплату, поэтому, что творилось на трибунах – понятно. Общеизвестно, что шахтеры умеют ставить рекорды и в работе, и в выпивке. Свистом и крепким словцом они то и дело выражали свое мнение об игре армейцев, выигрывавших у хозяев со счетом: 2:1, и о действиях судьи В. Фридмана из Таллина. А уж после того, как Фридман не наказал армейского голкипера Разинского, по мнению болельщиков грубо сыгравшего против их любимца В. Сапронова, на трибунах произошел настоящий взрыв эмоций. Толпы разгоряченных алкоголем и футболом мужиков устремились на поле разбираться с Фридманом и с армейцами. Тем пришлось спасаться бегством. Матч был сорван. Но футбольные функционеры закрыли глаза на бесчинства в Сталино, видимо, не рискнули будоражить лишний раз шахтеров. И назначили переигровку. ЦСК МО закончил чемпионат на 9-м месте. Это был провал. И министерские генералы в очередной раз поменяли тренера и, возможно, на фарт переименовали клуб, назвав его ЦСКА.
СКАНДАЛ В ЛУЖНИКАХ .
ЦСКА. 1960
Чемпионат СССР по футболу 1960 года проводился по новой схеме. Сначала шли матчи по круговой системе в двух подгруппах, а потом по три лучшие команды из группы выходили в финальный турнир, где опять играли каждый с каждым. В подгруппу с ЦСКА попали киевское «Динамо», московские «Спартак» и «Локомотив».
«Динамо» (Киев). 1960
Тот чемпионат опять не обошелся для ЦСКА без эксцессов. 19 июля 1960 года на матч ЦСКА в Лужниках с киевским «Динамо» собралось около 60 тысяч зрителей. Игра протекала в равной борьбе, и сохранялся ровный счет 1:1. На гол киевлянина Олега Базилевича армейцы ответили мячом Евгения Крылова. Страсти начали разгораться на трибунах после того, как на 65-й минуте матча Крылов грубо сыграл в своей штрафной площади против одного из киевлян. Судья из Риги Эдгарс Клавс дал свисток и указал на 11-метровую отметку. Болельщики со вздохом, но в целом спокойно восприняли это решение. Нарушение было очевидным, а пенальти – справедливым. Бить пенальти вышел Валерий Лобановский. Удар, и трибуны заревели от восторга. Армейский голкипер Юрий Коротких в прыжке отбил мяч. Но что это? Судья снова показывает на 11-метровую отметку. Клавс посчитал, что Дмитрий Багрич раньше удара вошел в штрафную площадку и дал указание перебить пенальти. Трибуны разразились свистом и оскорбительными выкриками в адрес арбитра, но вскоре замерли в напряженном ожидании. К мячу вновь подошел Лобановский. Удар, и мяч затрепыхался в сетке ворот.
Евгений Крылов
Болельщики начали заводиться на трибунах, а игроки ЦСКА – на поле. Игра приобрела жесткий характер. Как позже рассказывал главный тренер ЦСКА Георгий Пинаичев, опасаясь скорого удаления в составе своей команды, он решил усадить на скамейку самого «горячего» игрока, крайнего полузащитника Евгения Крылова. И отправил разминаться Виктора Бровкина. Но поменять Крылова не успел, судья выгнал того с поля за «грязный» подкат против Олега Базилевича. Тренер ЦСКА быстро отреагировал на изменение ситуации и разогретого Бровкина отправил на поле, заменив им Амбарцумяна. И тут произошел эмоциональный взрыв на трибунах. Болельщики, не обратив внимание на Бровкина у бровки, смотрели на поле. А там они увидели, как два армейца уходят с опущенными головами. Решив, что судья удалил сразу обоих, несколько особо разгоряченных зрителей разразились матом в его адрес от возмущения, а потом ринулись на поле втолковать арбитру, что он не прав. Их порыву поддались другие, и вот уже на поле ломанулась целая толпа. Правда, бить арбитра устремились немногие: самый первый выскочивший на газон парень в красной рубахе и несколько наиболее горячих его единомышленников, а большинство болельщиков, кажется, побежали исключительно за компанию, а потому бестолково носились по зеленому газону. Кто-то кувыркался на травке, один полез на перекладину ворот и начал при всем честном народе упражняться в гимнастике, пытаясь сделать подъем переворотом. И все же арбитру и некоторым динамовцам досталось от наиболее агрессивной части болельщиков.
На стадионе дежурило всего пара десятков сотрудников милиции, которые поначалу не могли совладать с выбежавшими на поле людьми. Но объединенными усилиями футболистов, милиционеров и дружинников, в конце концов, удалось освободить лужниковскую арену. Однако матч был безнадежно сорван. Все поле было усеяно обувью в спешке и давке ретировавшейся с него публики. Сказывают, что тех, кто потом пытался пробраться на стадион за своими потерянными штиблетами, отлавливали и оформляли на 15 суток за хулиганство. А четырех человек приговорили потом к лишению свободы. Пономарев, тот самый парень в красной рубашке, первый выскочивший на поле, схлопотал меньше всех – полтора года неволи. А вот, к примеру, Марков, набросившийся на игроков киевского «Динамо» и настолько усердно махавший при этом ногами, что потерял сандалию, получил три года лишения свободы. Потерянная обувка сделала Золушку счастливой, а дебошира Маркова – зеком. Благодаря ей его и вычислили. А самый большой срок – 5 лет зоны отвесили некоему Васильеву, приложившему руку к побоям на лице судьи Клавса.
ЭПИЛОГ
Эта история, явно выбила армейскую команду из колеи. «Шахтер» в предыдущем году спортивные чиновники пожалели, а с ЦСКА церемониться не стали. Армейцам засчитали техническое поражение, а Крылову за подкат сзади влепили небывалое наказание — два года дисквалификации. Так что концовку чемпионата ЦСКА провел не слишком удачно. А в «Лужниках» после того матча запретили продажу алкоголя в дни матчей.
Олег Логинов