КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ. Часть 25.
По версии Олега Логинова.
ПОСЛЕДНИЙ РУССКИЙ ПОХОД НА ВИЗАНТИЮ
(THE LAST RUSSIAN CAMPAIGN AGAINST BYZANTIUM)
В 1043 году после убийства знатного русского купца в Константинополе, император Константин послал к Ярославу послов с извинениями, но их не приняли. В ответ Ярослав за послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на Византию.
Харальд Суровый
Ярослав явно рассчитывал, что его большой флот устрашит византийцев, как это бывало раньше и они решат откупиться. Но на сей раз все вышло иначе, а Ярослав не оправдал своего прозвища «Мудрый».
Владимир Ярославич
В июне 1043 года флот князя Владимира прошел Босфор и стал в одной из бухт Пропонтиды, недалеко от Константинополя. По свидетельству Пселла русские вступили в переговоры, запросив по 1000 монет на корабль.
Император собрал в одной гавани все военные корабли, оставшиеся после пожара 1040 года, и грузовые суда, посадив на них воинов и вооружив камнеметами и «греческим огнем». Русский флот выстроился в линию напротив греческого, большую часть дня стороны бездействовали. Император наблюдал за ходом действий с высокого холма с берега.
Рисунок Ангуса МакБрайда.
По его команде бой начал Василий Феодорокан с 3 дромонами. Русские ладьи окружили большие корабли византийцев: воины пытались продырявить корпуса триер копьями, греки метали в них копья и камни.
Хосе Даниэль Кабрера Пенья (Jose Daniel Cabrera Peña). «Византийский боевой корабль-дромон в сражении с ладьями славян
Когда византийцы применили «греческий огонь», русским нечего было им противопоставить. По словам Скилицы Василий Феодорокан сжег семь русских кораблей и три потопил вместе с командой. Из гавани выступил основной флот византийцев. Ладьям пришлось отступить, не принимая боя. В этот момент разразилась буря, последствия которой описал Михаил Пселл:
«Одни корабли вздыбившиеся волны накрыли сразу, другие же долго еще волокли по морю и потом бросили на скалы и на крутой берег; за некоторыми из них пустились в погоню наши дромоны, одни челны они пустили под воду вместе с командой, а другие воины с дромон продырявили и полузатопленными доставили к ближайшему берегу. И устроили тогда варварам истинное кровопускание, казалось, будто излившийся из рек поток крови окрасил море».
Юрий Лазарев. «Морской бой русов с греками»
С бури начинает рассказ о неудачном походе «Повесть временных лет», умалчивая о произошедшем морском сражении. Восточный ветер выкинул на берег до 6 тысяч воинов, потерпел крушение и княжеский корабль. Князя Владимира принял к себе воевода Иван Творимирич, они с дружиной решили пробиваться домой морским путем. Воевода Вышата наоборот, высадился на берег к воинам со словами: «Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной»
Император послал в погоню за русскими 24 дромона. В одной из бухт Владимир атаковал преследователей и разбил их, возможно во время береговой стоянки, после чего благополучно вернулся в Киев. Группа из 6 тысяч воинов Вышаты, пробивавшаяся на Русь пешком вдоль побережья Черного моря, была настигнута и уничтожена около Варны войсками стратига Катакалона Кекавмена. Вышата вместе с 800 воинами попал в плен. Почти все пленники были ослеплены.
Вышате разрешили вернуться в Киев по заключению мирного договора через три года. По условиям такого договора, подписанного в 1046 году, сын Ярослава Всеволод женил меня на дочери императора Константина IX Мономаха. Сын Всеволода от этой княгини принял имя своего деда по материнской линии и был известен как Владимир Мономах. В качестве приданого византийцы уступили русским владение Крымом и Херсонесом.
Позже, до самого падения Константинополя, отношения были сугубо мирными: русские купцы и путешественники ездили в Византию, греческие священники поставлялись на Русь епископами и митрополитами, византийские мастера украшали своими творениями Суздаль и Киев, Владимир и Новгород.
Предыдущая часть — Следующая часть
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.