«ЛЕГЕНДАРНЫЕ СРАЖЕНИЯ ВИКИНГОВ»
«БИТВА ПРИ СТИКЛАСТАДИРЕ»
(THE BATTLE OF STYKLASTADIR)
По версии Олега Логинова.
Иллюстрация Ангуса МакБрайда
Битва при Стикластадире — одна из самых известных битв норвежской истории, произошедшая 29 июля (или 31 августа) 1030 года недалеко от норвежского города Стикластадир между войсками претендента на трон Норвегии Олафа II Святого и его противниками — норвежскими бондами и лендрманами, поддерживавшими датского короля Кнуда Великого. Битва стала эпизодом борьбы за норвежский трон потомков Харальда Прекрасноволосого и датских королей Кнутлингов.
ПРЕДИСТОРИЯ
Возвращение Олафа в Норвегию в 1030 году
Противостояние между датчанами и норвежцами уходит корнями в середину X века, когда против короля Харальда Серая Шкура была организована коалиция, в которую вошли датский король Харальд Синезубый и хладирский ярл Хакон II Могучий. В итоге противостояния Харальд Серая Шкура был убит, а Хакон Могучий стал править Норвегией от имени датского короля. В 995 году Хакон был побежден законным наследником норвежского престола, правнуком короля Харальда I Прекрасноволосого, Олафом Трюггвасоном. Он стал проводить жесткую политику централизации, а также массово насаждать новую веру, чем вызвал недовольство свободолюбивых норвежских бондов — богатых землевладельцев, которые стали стекаться под знамёна Эйрика Хоконарсона, сына Хакона II Могучего и его брата. За братьями, в свою очередь, стоял датский правитель — ярый поборник язычества Свейн Вилобородый. В 1000 году при Свольдере войска Олафа Трюггвасона были побеждены, а сам король погиб. После этого христианизация Норвегии была прекращена, а сама страна была разделена между датским и шведским королями, а также Эйриком, который получил во владение норвежскую столицу.
Олаф Харальдссон
В 1014 году Свен Вилобородый скончался, а в 1015 году умер Свейн, сын Хакона Могучего, управлявший страной после своего брата Эйрика. Воспользовавшись этим, Олаф Харальдссон, прямой потомок первого короля Норвегии, возвратился из Англии на родину, где его провозгласили великим конунгом (королём). Олаф Харальдссон (известный под прозвищем Толстый) продолжил некогда начатую его предшественником Олафом Трюггвасоном политику по борьбе с язычеством и методично крестил страну в Христианство. Также он существенно урезал вольности и права норвежской знати с целью укрепления королевской власти. Это вызвало противостояние со стороны бондов, и они снова стали объединяться в коалицию. К тому же нашлись и претенденты на норвежский трон — хладирский ярл Хакон Эйрикссон (внук Хакона Могучего) и датский король Кнуд Великий. В 1027 году Олаф в союзе со шведским королём напал на Данию, но потерпел поражение. На следующий год Олаф был вынужден уступить корону правителю Дании и бежать на Русь, где жила его давняя возлюбленная Ингигерда.
В 1029 году ярл Хакон Эйрикссон, регент Норвегии, покинул страну, а в следующем году он утонул в результате кораблекрушения. Этим решили воспользоваться сторонники Олафа, и, пока датский король не прислал в Норвегию нового наместника, они пригласили Олафа. Тот с помощью шведских наемников решил отвоевать трон. Одним из лидеров норвежцев, поддерживавших Олафа, был 15-летний Харальд Суровый, единоутробный брат Олафа Харальдссона, отличавшийся очень воинственным нравом.
БИТВА
Петер Николай Арбо (Peter Nicolai Arbo). «Олаф Харальдссон в молитве перед Стиклестадской битвой»
Олаф двигался по территории Швеции, собирая войска. Он собрал 1200 человек, ещё 400 воинов прислал ему шведский король, а вскоре к Олафу присоединились отряды его родича (также потомка Харальда Прекрасноволосого, первого короля Норвегии) Дага Хрингссона, которые насчитывали 1200 человек. Впоследствии его войско разрасталось, и, когда он переправлялся из Швеции в Норвегии, оно насчитывало уже более 3 тысяч человек. Большой отряд сторонников Олафа присоединился к нему уже в Норвегии. Конунг двигался к Тронхейму, однако с войском бондов, своих противников, он встретился у Стикластадира, в 70 километрах от Тронхейма.
Хальвдан Эгедиус. «Крестьянская армия из саги об Олаве Святом». (1898)
Автор «Саги об Олафе Святом» Снорри Стурлусон, говоря о войске бондов, описывает его как «несметное». На совете лидеры бондов, Харек из Тьотты, Кальв Арнессон (ранее служивший Олафу Святому) и Торир Собака выбрали предводителя. Когда войска сошлись у Стикластадира, битва началась не сразу: Кальв ждал замыкающие войска Торира Собаки, а Олаф — не подошедшие еще войска Дага Хрингссона.
Скальды сочиняют висы для конунгова войска
В Саге об Олафе Святом говорится:
«Когда Олаф построил свое войско, он поставил вокруг себя людей, которые должны были защищать его щитами. Для этого он отобрал самых сильных и ловких. Потом он позвал к себе своих скальдов и велел им быть рядом с ним.
— Вы должны, — говорит он, — стоять здесь и видеть все, что происходит, собственными глазами, тогда вам не придется полагаться на рассказы других, ведь потом вы должны будете рассказать об этой битве и сложить о ней песни».
Андерс Квале Руе (Anders Kvale Rue). «Солнечное затмение во время битвы при Стикластадире. 1030 год»
Когда последние воины подошли, Олаф крикнул: «Вперед, вперед, люди Христа, люди креста, люди конунга!». В Саге об Олафе Святом сообщается, что во время битвы произошло солнечное затмение. По астрономическим расчетам точно известно, что таковое случилось 31 августа 1030 года около 2 часов дня, хотя в самой саге говорится, что битва произошла в самом конце июля.
В Саге рассказывается:
«Олаф конунг поставил свое войско на возвышенности, и оттуда его люди бросились вниз на войско бондов. Их натиск был так силен, что бонды отступили, и первые ряды войска конунга оказались там, где раньше стояли последние ряды бондов. Бонды уже собирались обратиться в бегство, но лендрманны со своими дружинниками не дрогнули, и завязалась ожесточенная битва. Лендрманны подбадривали своих людей и призывали их идти вперед.
Тут войско бондов стало нападать со всех сторон. Те, кто были в первых рядах, рубились мечами, те, кто стоял за ними, кололи копьями, а все, кто шли сзади, стреляли из лука, метали копья, бросали камни и другое метательное оружие. Скоро разгорелась жесточайшая битва. Многие гибли и с той, и с другой стороны.
Ряды перед стягом конунга стали редеть. Тут конунг велел Торду вынести стяг вперед и сам стал под стягом с теми, кто должен был быть рядом с ним в битве. Это были самые смелые и всего лучше вооруженные люди».
СМЕРТЬ ОЛАФА
Картина Петера Николая Арбо». «Гибель Олафа при Стикластадире». (1859)
В Саге о битве рассказывается так:
«Олав конунг сражался отважно. Он нанес удар мечом по лицу лендрманну Торгейру из Квистстадира, который уже раньше упоминался, и рассек ему берму и голову ниже глаз, так что у того голова чуть не слетела с плеч. Когда Торгейр упал, конунг сказал:
— Ну что, разве не правду я сказал, что ты не одержишь верх в бою со мной?
В это время Торд так сильно ткнул древко стяга в землю, что оно застряло там. Он получил смертельную рану и пал у стяга. Пали и Торфинн Рот, и Гицур Золотые Ресницы. На Гицура напали сразу двое. Он успел убить одного и ранить другого.
Олав конунг нанес удар мечом по плечу Торира Собаки, но меч не рассек его рубашки, и только будто поднялся столб пыли от оленьей шкуры. Торир нанес ответный удар, и они стали рубиться, но меч конунга не мог рассечь оленью шкуру. Торир все же был ранен в кисть.
Тут конунг сказал Бьёрну окольничему:
— Прибей собаку, раз его не берет железо!
Бьёрн перевернул секиру и ударил Торира обухом. Он попал Ториру в плечо. Удар был очень силен, и Торир пошатнулся. В это мгновение конунг повернулся к родичам Кальва и смертельно ранил Олава, родича Кальва. Между тем Торир Собака вонзил копье Бьёрну окольничему в грудь. Это была смертельная рана. Торир сказал:
— Так мы бьем медведей!
Иллюстрация Хальвдана Эгедиуса. «Битва при Стикластаде»
Тут Торстейн Корабельный Мастер нанес Олаву конунгу удар секирой. Удар пришелся по левой ноге выше колена. Финн сын Арни тотчас сразил Торстейна. Получив эту рану, конунг оперся о камень, выпустил меч и обратился к богу с мольбой о помощи. Тогда Торир Собака нанес ему удар копьем. Удар пришелся ниже кольчуги, и копье вонзилось в живот.
Падение короля Олафа
Тут Кальв нанес конунгу удар мечом. Удар пришелся с левой стороны шеи. Но люди по-разному говорят о том, куда Кальв ранил конунга. От этих трех ран конунг умер. После его гибели пали почти все, кто сражался рядом с ним».
Joseph Feely. «Гибель Олафа Святого в битве при Стикластадире, 29 июля 1030 года».
Последний смертельный удар Олафу нанёс предводитель бондов Кальв Арнассон, ударив противника мечом в шею.
Андерс Квале Руе (Anders Kvale Rue). «Гибель конунга Олафа II Святого во время битвы при Стикластадире. 1030 год»
После смерти полководца бонды начали поражать его оставшихся сторонников одного за одним. В этой битве был также ранен Харальд Суровый, единоутробный брат Олафа.
Петер Николай Арбо. «После битвы при Стикластадире»
Последняя надежда сторонников Олафа в битве была связана с наступлением Дага Хрингссона, натиск которого, по словам Саги, заставил обратиться в бегство многих воинов. Однако, когда основные силы войска бондов атаковали войско Дага, тот вынужден был отступить. Его воины бежали в долину Вердал, где многие погибли.
Joseph Feely. «Противники Олафа Святого пытаются найти Харальда Хардраду по окончании битвы при Стикластадире».
В этой битве был ранен Харальд Суровый сражавшийся на стороне Олафа II. После окончания сражения враги безуспешно искали его тело на поле битвы. Но Харальд сумел скрыть а затем покинул Норвегию, перебравшись в Швецию.
Иллюстрация Хальвдана Эгедиуса. «Торгилс и Грим уносят тело Олафа с поля боя»
Торир Собака после боя уважительно отнесся к телу Олафа, убитого им: он положил тело конунга на землю и накрыл его, а также решил вытереть кровь с лица, но тут, по легенде, произошло чудо. Огромная рана на теле убитого будто бы зажила сама собой. Это поразило Торира, и позже он стал первым, кто признал Олафа святым.
ПОСЛЕ БИТВЫ
Joseph Feely. «Поле боя после окончания битвы при Стикластадире».
Норвегия вновь перешла под власть датской короны. От имени Кнуда Великого страной стал править его сын Свен Кнутссон, но его правление не оправдало ожиданий норвежской знати. В 1035 году король Кнуд умер, и, воспользовавшись случаем, бонды восстали против Свена и пригласили на престол сына Олафа Святого, Магнуса Доброго, который воспитывался при дворе Ярослава Мудрого. Могущество датчан постепенно стало ослабевать — новый король Хардекнуд толком не сумел подчинить утерянную Англию, а после его смерти, в 1042 году Магнус Добрый был провозглашен датским королём.
Мемориал битве при Стикластадире
Стикластадир стал переломным моментом в истории борьбы за власть в Норвегии. Норвежские бонды, ожидавшие после гибели Олафа послаблений и каких-либо льгот от Кнуда Великого, жестоко ошиблись. Вопреки их надеждам, всё оказалось как раз наоборот, Кнуд стал проводить еще более жесткую политику по укреплению королевской власти. Это заставило бондов вскоре изменить позицию по отношению к датской династии и снова перейти на сторону династии Харальда Прекрасноволосого. С 1035 вплоть до смерти Хакона V Святого в 1319 году Норвегия управлялась представителями рода Харальда Прекрасноволосого.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников.