Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

«ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВИКИНГИ» ОЛАФ II СВЯТОЙ (OLAF II THE SAINT). По версии Олега Логинова

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

«ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВИКИНГИ»

ОЛАФ II СВЯТОЙ

(OLAF II THE SAINT).

По версии Олега Логинова

Андерс Квале Руе (Anders Kvale Rue). «Олав II Святой.

Олаф II  Харальдссонкороль Норвегии с 1015 года по 1028 год, представитель династии Хорфагеров, сын Харальда Гренландца. Ему посвящена «Сага об Олафе Святом». Один из самых почитаемых в Скандинавии общехристианских святых (почитается также в православии).

Независимый характер Олафа проявлялся с детства. В Саге о нем приводится такая история:

«Однажды Сигурд конунг собрался в дорогу. Никого из работников на хуторе тогда не было, и он попросил Олафа, своего пасынка, оседлать ему коня. Олаф пошел в козий хлев, выбрал там самого большого козла, привел в дом, надел на него седло конунга, а потом вышел и говорит, что конь оседлан. Сигурд пошел, увидел, что сделал Олаф, и сказал:

— Видно, ты не хочешь слушаться моих приказаний. Права твоя мать, не следует заставлять тебя делать то, что тебе не по вкусу. Видно, мы с тобой разные люди. Ты более гордый человек, чем я».

Олаф и Храни в викингском походе.

Детство и юность будущего короля были довольно своеобразными. В Саге рассказываеься:

«Олафу было двенадцать лет, когда он впервые отправился в поход. Аста, мать Олафа, дала его воспитателю Храни дружину и поручила ему заботиться об Олафе, так как Храни раньше часто бывал в викингских походах. Когда Олаф получил корабли и дружину, дружинники стали называть его конунгом, так как существовал такой обычай: сыновья конунгов, становясь предводителями дружин, назывались конунгами, хотя они и не правили землями. На руле сидел Храни, поэтому некоторые говорят, что Олаф, хотя и был конунгом, сидел на веслах как простой гребец. Они поплыли вдоль берега на восток в Данию.

Андерс Квале Руе (Anders Kvale Rue). «Битва при Несьяр между армиями конунга Олафа II Святого и ярла Свейна. 1016 год»

Той же осенью в шведских шхерах у Шхеры Соти Олаф впервые был в битве. Там он сразился с викингами. Их предводителя звали Соти. Людей у Олафа было меньше, но корабли у него были больше. Олаф поставил свои корабли между подводными камнями, так что викингам было нелегко к ним приблизиться, а на те корабли, которые подходили ближе, люди Олафа набрасывали крюки, подтягивали их и очищали от людей. Викинги недосчитались многих и отступили».

Еще в весьма юном возрасте Олаф пускался в грабительские походы в Швецию и Финляндию.

В АНГЛИИ

Этельред II Неразумный  

В 1009-1013 годах он сражался в Англии (сначала на стороне датчан, а потом на стороне англосаксов).

В 1013 году в Нормандии он был обращен в христианство, крещен в Руане в Руане в дороманском соборе Нотр-Дам братом Ричарда  II Нормандского, Робертом Датчанином, архиепископом Нормандии. И поступил на службу к английскому королю в изгнании Этельреду. Он помог Этельреду вернуться в Англию и сражался на его стороне против датчан. В 1014 году датчанин Свен Вислобродый, ставший королем Англии умер. И сакс Этельред II Неразумный  объявил, что хорошо вознаградит всякого, кто поможет ему занять освободившийся английский престол. Олаф с норвежской дружиной нанялся к нему.

При этом он сумел разрушить Лондонский мост, благодаря чему Этельред захватил Лондон и вернул себе корону Уэссекса.

Подробнее в посте «Разрушение Лондонского моста».

В НОРВЕГИИ

Joseph Feely. «Возвращение Олафа Святого в Норвегию»

В 1016 году король Этельред скончался. Олаф не смог помочь его сыновьям изгнать Кнуда. После этого он нацелился на Норвегию.

Олаф считал своим призванием объединить Норвегию в одно королевство, что в значительной степени удалось сделать Харальду Прекрасноволосому.  В Норвегию Олаф приехал вместе с епископом Зигфридом, где бонды и провинциальные правители провозгласили его королем.

Олаф Харальдссон

Хотя Олаф Харальдссон оставался викингом, но он старательно подчеркивал свою веру в Христа. Как викинг он имел белое знамя со змеем и вырезал на носу своего корабля человечью голову. И тем самым завел на это своего рода моду. Долго потом в Норвегии на носу кораблей правителей вырезали такие головы.

А как христианин, конунг Олаф ввел отличительные знаки для своих воинов в виде креста. У него на корабле было сто человек, и на всех были кольчуги и вальские шлемы. У большинства его людей были белые щиты со святыми крестами из золота, а на некоторых щитах кресты были начертаны красной или синей краской. Он велел также начертать белой краской кресты на всех шлемах.

БОРЬБА С ЯЗЫЧЕСТВОМ

Рисунок Джона Харриса Валда (John Harris Valda). «Король Олаф Святой, разрушающий образ бога Тора, 1020».

В Норвегии Олаф Харальдссон насаждал христианство жесткими мерами. Снорри Стурлусон описывал воинственную кампанию святого Олафа по обращению в христианство так: «Он придавал ей такое значение, что, если находил кого-либо, кто не хотел оставить язычество, он изгонял их из земли. Некоторых он искалечил, отрубив им руки или ноги или выколов глаза, других повесил или обезглавил, но не оставил без наказания никого, кто отказывался служить Богу»

В Саге об Олафе Святом рассказывается такая история:

Олаф конунг устроил на пасху большой пир и пригласил на него многих жителей города и бондов. После пасхи конунг велел спустить на воду свои корабли, принести на них снасти и весла, разбить на кораблях шатры и оставить их на плаву у причала. После пасхи Олаф конунг послал своих людей в Верадаль.

Одного человека звали Торальди. Он был управителем конунга. Он управлял поместьем конунга в Хауге. Конунг велел передать ему, чтобы тот как можно быстрее приехал к конунгу. Торальди быстро собрался и вместе с гонцами конунга отправился в город. Конунг пригласил его побеседовать с глазу на глаз и просил его сказать, правду ли ему говорили, когда рассказывали, что жители Внутреннего Трандхейма снова стали совершать жертвоприношения. Конунг говорит:

— Я хочу, чтобы ты мне рассказал все, как есть. Ты знаешь правду и обязан мне ее сказать, потому что ты мой человек.

Торальди отвечает:

— Государь, я сначала хочу сказать Вам, что я привез сюда в город двух своих сыновей, жену и все добро, которое смог увезти с собой. Ты хочешь, чтобы я тебе все рассказал, — на то твоя воля, но если я расскажу все, как есть, ты должен взять меня под защиту.

Конунг говорит:

— Говори правду, раз я тебя спрашиваю, и я возьму тебя под защиту, так что тебе не смогут причинить вреда.

— Сказать Вам по правде, во Внутреннем Трандхейме почти все еще остаются язычниками по вере, хотя некоторые там крещены. У них есть обычай приносить жертвы осенью и встречать так зиму, потом приносят жертвы в середине зимы и в третий раз летом, тогда они встречают лето. Так делают жители Эйны, Спарабу, Верадаля и Скауна. Двенадцать человек устраивают жертвенные пиры, и этой весной пир должен давать Эльвир. Он сейчас в Мэрине и занят тем, чтобы доставить туда все необходимое для пира.

Люди конунга заводят пленников на корабли.

Когда конунг узнал правду, он велел трубить сбор и приказал своим людям идти на корабли. Конунг назначил кормчих и предводителей отрядов и указал, кому на каком корабле плыть. Они быстро собрались. У конунга было пять кораблей и три сотни человек. Он поплыл вглубь фьорда. Ветер был попутный, корабли шли очень быстро, и никто не ожидал, что конунг сможет так скоро добраться до Мэрина.

Конунг подошел к Мэрину ночью и тут же окружил все дома. Эльвир был схвачен, и конунг приказал убить его и многих других. Конунг захватил все то, что было приготовлено для пира, и велел отнести на свои корабли. Кроме того он захватил все добро, которое там было: ковры, одежду, дорогие украшения, и разделил эту добычу между своими людьми. Конунг велел также схватить тех бондов, которых считал виноватыми больше всех. Их заковали в кандалы, но некоторым удалось бежать. У многих тогда отобрали все их добро.

Олаф конунг созвал бондов на тинг

Потом конунг созвал бондов на тинг. Поскольку конунг захватил многих могущественных людей, и все они оказались в его власти, их родичи и друзья решили подчиниться конунгу, так что на этот раз никто не восстал против него. Он всех обратил в правую веру, назначил священников и велел построить и освятить церкви.

Конунг объявил, что за Эльвира не будет уплачено никакой виры, и взял себе все его добро. Всех других, кого он считал виновными, он приказал убивать или калечить. Некоторых он изгнал из страны, а у некоторых захватил все добро. Потом конунг отправился обратно в Нидарос».

Пишут, что иных людей, оставшихся верными язычеству, Олаф Святой вешал или обезглавливал.

«Горные короли услышали об этом и задумали выступить против Олава, но он услышал об этом и опередил их: «Он ослепил Рёрека на оба глаза и взял его с собой, а Гудроду Далекингу он отрезал язык…
Король теперь уже слепого короля Упландии Рёрека брал с собой повсюду, куда бы он ни пошел: «С королем Олавом был король Рёрек, слепой. его и держал его в питье и одежде так же хорошо, как он держал себя раньше. Рёрек был неразговорчив и отвечал коротко и кратко, когда с ним разговаривали».

Петер Николай Арбо (Peter Nicolai Arbo). «Святой Олаф и король Рёрек»

Старый король Рёрек не сдавался, несмотря на свою инвалидность, он несколько раз пытался убить Олава, но безуспешно. 

В саге рассказывается, что слепой Рёрек взял Олафа за плечо. «А затем ударил короля Олафа таким ножом, который называется ритинг». Но короля спас нагрудник, надетый под одежду.

В конце концов Олав отправил слепого старика в Исландию, где он умер, подавленный и лишенный всякой надежды. Он единственный король, похороненный в Исландии.

БИТВА ПРИ СТИКЛАСТАДИРЕ

Петер Николай Арбо. «Святой Олаф молится перед битвой при Стикластадире»

В 1027 году в союзе со Швецией Олаф напал на Данию, но потерпел поражение и в 1028 году был вынужден бежать в Швецию и затем на Русь, в Новгород к Ингигерде. Бежал он туда вместе с малолетним сыном Магнусом, оставив в Швеции жену Астрид. В Новгороде Ингегерда настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава. В это время норвежский престол занял Кнуд I, поставивший «наместником» своего сына от наложницы Альвивы Свейна.

В 1030 году по зову своих сторонников вернулся в Норвегию, и попытался с помощью своей норвежской рати и шведских наемников вернуть себе престол. Его противниками стали норвежские бонды и лендрманы, поддерживавшие датского короля Кнуда Великого.  Последняя битва Олафа Харальдссона произошла 29 июля 1030 года в местечке Стиклестад, недалеко от Тронхейма. 

Войско бондов сражалось с кличем: «Вперед, вперед, войско бондов!», а люди св. Олафа — с кличем: «Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга!» Войско Олафа занимало лучшую позицию, но благодаря значительному превосходству в силе противник отбил первоначальную атаку и успешно перешел в наступление.

Подробнее в посте «Битва при Стикластадире»

СМЕРТЬ ОЛАФА

Картина Петера Николая Арбо». «Гибель Олафа при Стикластадире». (1859)

Олаф Харальдссон начал биться с Ториром Собакой и ранил его, после этого Олаф получил сразу три удара: Торстейн по прозвищу Корабельный Мастер ударил претендента на корону секирой по ноге, оправившийся от раны Торир Собака ранил Олафа копьем в живот пониже кольчуги (этот момент был запечатлен Петером Николаем Арбо на картине, посвященной битве при Стикластадире).

Падение короля Олафа

Последний смертельный удар Олафу нанес предводитель бондов Кальв Арнассон, ударив противника мечом в шею.

Андерс Квале Руе (Anders Kvale Rue). «Гибель конунга Олафа II Святого во время битвы при Стикластадире. 1030 год»

После смерти полководца бонды начали поражать его оставшихся сторонников одного за одним. В этой битве был также ранен Харальд Суровый, единоутробный брат Олафа.

ПОСМЕРТНОЕ ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Король Норвегии Олаф II Святой на фреске в одной из шведских церквей

В 1031 году, через год после его смерти, в Норвегии началось прославление Олафа в лике святых. Из песчаного холма, где он был похоронен, забил источник, вода которого излечивала от недугов, были так же отмечены многочисленные случаи чудотворения от его мощей, которые оказались нетленными. Память Олафа Святого отмечается 29 июля — в этот день епископ Гримкель с согласия конунга Свейна и «по решению всего народа» «объявил, что Олаф конунг — святой» и перенёс его останки в церковь Св. Клемента. В 1164 году папой Александром III был причислен к лику святых и стал почитаться как покровитель Норвегии.

В телесериале от Netflix «Викинги: Вальхалла» Олафа Святого играет Йоуханнес Хейкюр Йоуханнессон

Посты по теме «День Святого Олафа», «Битва при Несьяре», «Битва на реке Хельге»«Бой у Букнафьорда», 

*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников.

Оставьте отзыв