Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВИКИНГИ По версии Олега Логинова. САГА О НЬЯЛЕ (THE SAGA OF NYALA)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВИКИНГИ

По версии Олега Логинова.

САГА О НЬЯЛЕ

(THE SAGA OF NYALA)

Вообще, Сага о Ньяле (Njáls saga) — самая длинная из так называемых саг об исландцах. Героев и действующих лиц в ней очень много.

Но условно, главным действующим лицом можно назвать мудрого  Ньяля, чье имя фигурирует в названии Саги.

НЬЯЛ

Ньяль Торгейрссон  (Njáll Þorgeirsson) — исландский законовед, один из инициаторов принятия христианства и правовой реформы начала XI века.

Ньяль был женат на Бергторе дочери Скарпхедина и имел от неё трёх сыновей (Скарпхедина, Грима и Хельги) и дочерей: Торгерд, жену Кетиля из Леса, Хельгу, жену Палёного Кари. От Хродню дочери Хёскульда у него был внебрачный сын Хёскульд.

Сага сообщает, что Ньяль стал инициатором правовой реформы 1004 года, когда в Исландии помимо судов четвертей был введён новый, пятый суд.

Ньяль был хорош собой, но у него не было растительности на лице. Враги Ньяля использовали это, чтобы презрительно называть всю его семью «навознобородыми». Ньяль был мудрым человеком со способностями ясновидящего. Он охотно давал советы всем, кто в этом нуждался, и неоднократно демонстрировал своё благородство по отношению к друзьям.

СЫНОВЬЯ НЬЯЛЯ

Основная сюжетная линия Саги закручена возле конфликта сыновей Ньялас Трайном, сыном Сигфуса. Сыновья Ньяла во время своих приключений в Шотландии и Норвегии сыервья Ньяля Хельги и Грим сдружились с Кари Сёльмундарсоном, дружинником ярла Оркнейских островов, который уехал вместе с ними в Исландию и женился на дочери Ньяля.

Из-за конфликта с Трайном, сыновья Ньяла вместе с Кари устроили на него засаду на Трайна и его последователей у ледяного моста через реку. Трайн увидев, сыновей Ньяла с сотоварищами, удивился:

— Что этим людям нужно? Их пятеро, а нас — восемь.

Андреас Блох (Andreas Bloch). «Сын Ньяла, Скарфедин убивает Трайна на льду»

Но тут подоспел еще и старший сын Ньяла, который задержался, застегивая ремешок на обуви. С секирой в руках он перемахнул через полынью на реке и покатился по льду.

О дальнейшем в Саге о Ньяле рассказывается так: «Лед был очень гладкий, так что он мчался, как птица. Траин только собрался надеть шлем. Но Скарпхедин подоспел раньше, ударил его по голове секирой, которая называлась Великанша Битвы, и разрубил ему голову до зубов, так что они упали на лед. Все это произошло так быстро, что никто его не тронул, и он стремглав покатился дальше. Тьёрви кинул ему под ноги щит, но он перепрыгнул через него, устоял на ногах и докатился до берега. Тут к нему подбежал Кари и остальные.

— Теперь ваш черед, — говорит Скарпхедин. Тогда они кинулись на врагов. Грим и Хельги высмотрели Храппа и сразу же бросились на него. Храпп хотел было ударить Грима секирой, но Хельги увидел это и ударил Храппа по руке так, что отсек ее, и секира упала. Храпп сказал:

— Полезное ты сделал дело, потому что многим людям эта рука принесла вред и смерть».

В общей сложности находившиеся в меньшинстве сыновья Ньяла убили четырех человек, а среди них потерь не было.

УБИЙСТВО ХЕСКУЛЬДУРА

Чтобы прекратить вражду между семействами, Ньял усыновил сына Трайна, Хёскульдура, который стал расти в доме Ньялла. Ньял любил его, а когда тот подрос, попытался найти для него подходящую жену. Его выбор пал на Хильдигуннур, однако та заявила, что выйдет замуж за Хёскульдура только в том случае, если он станет вождем. Ньялю удалось сделать Хёскульдура вождем и Хильдигуннур вышла за него.

Возвышение Хёскульдура понизило положение Мёрдура Валгардссона, который стал настраивать сыновей Ньялла против него. Те оказались настолько восприимчивы, что вместе с Мёрдуром и Кари убили его, когда он сеял на своем поле.  

Флоси, дядя жены Хёскульдура, чтобы отомстить убийцам, обратился за помощью к могущественным вождям. И те помогли, поскольку народные симпатии были отнюдь не на стороне сыновей Ньяла. К тому же старший брат Скарфедин стал мрачным фаталистом и оскорблял тех, кто мог бы им помочь.

СОЖЖЕНИЕ В ДОМЕ

Говорят, что главным сдерживающим фактором для викингов в их набегах была вероятность понести большие потери. У армий свободных людей инстинкт самосохранения развит гораздо сильнее, чем у диктаторов, готовых заваливать врага трупами собственных солдат. Видится, что именно в этом инстинкте самосохранения излюбленным методом сведения счетов в Скандинавии стало сожжение врага в его доме. Но такой способ считался неблагородным.

У Флоси было около 20 людей, с которыми он в 1011 году окружил дом Ньяла, в котором находились трое его сыновей, их друг Кари и несколько вооруженных работников. Но убить их было непростой задачей. Пока защитники дома метали из окон копья и многих ранили, Скарпхедин своей секирой убил Хроальда.

С Саге о Ньяле говорится:

«Флоси и его люди ничего не могли поделать. Тогда Флоси сказал:

— Мы понесли большой урон. Многие из наших ранены, и убит тот, кого мы меньше всего хотели бы потерять. Ясно, что оружием нам с ними не справиться, тем более что не все сражаются так храбро, как обещали. Нам надо что-то предпринять. Есть два выхода, и оба они плохие: один — это отступить, но тогда мы погибли, второй — это сжечь их в доме, но тогда мы берем большой грех на душу, ведь мы христиане. Придется нам все же поджечь дом, и поскорее».

Но и поджечь дом оказалось непростой задачей. Женщины заливали огонь сывороткой. Удалось поджечь дом только после того, как запалили стог сена, стоящий рядом с ним.

После этого Ньяль подошел к дверям и отбратился к флоси с просьбой отпустить женщин. Тот крикнул:

— Пусть из дома выйдут женщины, дети и домочадцы.

Когда женщины покидали дом, Астрид с Глубокой Реки убедила выйти с ними Хельги, сын Ньяля. Астрид повязала ему голову платком, а Торхильд набросила на него женскую накидку, и он вышел из дома между ними. Но Флоси сказал:

— Женщина, что там идет, высока ростом и широка в плечах. Схватите-ка ее!

Услышав его приказание, Хельги сбросил с себя женскую одежду. И нанес мечом удар человеку, который хотел схватить его. Он отрубил ему низ щита и ногу. Тогда подоспел Флоси и ударил мечом Хельги по шее так, что у него отлетела голова.

О самом драматичном моменте этой истории в Саге рассказывается так:

Флоси сказал Ньялю:

— Я хочу предложить тебе, чтобы ты вышел из дома, потому что ты погибнешь в огне безвинный.

Ньяль сказал:

— Я не выйду, потому что я человек старый и не смогу отомстить за своих сыновей, а жить с позором я не хочу.

Тогда Флоси сказал Бергторе:

— Выходи, хозяйка! Я совсем не хочу, чтобы ты погибла в огне.

Бергтора сказала:

— Молодой я была дана Ньялю, и я обещала ему, что у нас с ним будет одна судьба.

Мы пойдем и ляжем в нашу постель, — сказал Ньяль. Тогда она сказала маленькому Торду, сыну Кари:

— Тебя вынесут из дома, и ты не сгоришь.

— Но ведь ты обещала мне, бабушка, — сказал мальчик, — что мы никогда не расстанемся. Пусть так и будет. Лучше я умру с вами, чем останусь в живых.

Август Мальмстрём (August Malmström). «Ньял, Бергтора и Торд Кариссон решают быть сожженными заживо»

Ньяль и Бергтора легли на постель. Меж собой они положили внука. Сверху их накрыли бычьей шкурой. И все вместе они задохнулись раньше, чем их тела сгорели.

МЕСТЬ КАРИ

Август Мальмстрём (August Malmström). «Викинг, сидящий на пляже»

Ньяль, все его сыновья и несколько слуг, в общей сложности одиннадцать человек, погибли. Но Кари удалось чудом сбежать из пылающего дома по балке дома под прикрытием дыма. И он начал мстить.

Андреас Блох (Andreas Bloch). «Кари Сёльмундарсон»

Его поддерживали Торгейр и привлекательный антигерой по имени Бьёрн. Он преследовал Флоси и его ет людей их до Оркнейских островов и Уэльса. Самый драматичный момент — когда он ворвался в зал ярла Оркнейских островов и убил Гуннара Ламбисона, который клеветнически рассказывает о погибших при сожжении.

Об этом в Саге рассказывается так:

«Перед Рождеством Сигтрюгг прибыл на Оркнейские острова. Туда приехал тогда же и ярл Гилли, как было написано раньше.

Людей рассадили так, что конунг сидел посреди почетного сиденья, а по обе стороны от него сидели ярлы. Люди Сигтрюгга и Гилли сидели дальше от входа, а от ярла Сигурда ко входу сидели Флоси и Торстейн, сын Халля. Все места в палате были заняты людьми.

Конунг Сигтрюгг и ярл Гилли захотели послушать о сожжении Ньяля и о том, что произошло после. Рассказать об этом было велено Гуннару, сыну Ламби, и ему подставили скамейку.

В это время Кари, Кольбейн и Давид Белый, не замеченные никем, приехали на остров Лошадиный. Они сошли на берег, оставив всего несколько человек сторожить корабль. Кари со своими спутниками тотчас отправился ко двору ярла и подошел к палате во время пира. Он остановился снаружи и стал прислушиваться. Как раз в это время Гуннар вел рассказ.

Конунг Сигтрюгг спросил:

— Как держал себя Скарпхедин во время пожара?

— Поначалу хорошо, — сказал Гуннар, — но потом он заплакал.

Он рассказал все очень пристрастно и при этом много лгал. Кари этого не вытерпел. Он вбежал в палату и… с такой силой ударил Гуннара, сына Ламби, мечом по шее, что голова отлетела на стол, который стоял перед конунгом и ярлами. Все столы и одежда ярлов были залиты кровью. Ярл Сигурд узнал того, кто совершил убийство, и вскричал:

— Схватите Кари и убейте его!

Кари до этого был дружинником ярла Сигурда, и все очень любили его. Поэтому, несмотря на слова ярла, никто не сдвинулся с места. Кари сказал:

— Многие скажут, государь, что я сделал это ради вас, чтобы отомстить за вашего дружинника.

Флоси сказал:

— Кари имел на это право: ведь он не мирился с нами. Он сделал то, что он должен был сделать.

Кари ушел, и его не стали преследовать. Он отправился со своими спутниками к кораблю. Погода стояла хорошая, и они поплыли на юг, в Катанес».

Месть Кари.

Потом Кари расправился в Уэльсе с Колем, сыном Торстейна, который поносил тех, кто был сожжен с Ньялем. Коль отсчитывал серебро, когда Кари узнал его и, обнажив меч, кинулся на него и нанес ему удар по шее. В Саге говориться, что «отлетая от туловища, голова сказала «десять».

После этого Флоси отправился в паломничество в Рим, а Кари

Оттуда Флоси отправился через море на юг и там начал свое паломничество. Он шел пешком и не останавливался, пока не пришел в Рим. А когда вернулся, к нему в дом нагрянул потерпевший кораблекрушение неподалеку Кари.

Флоси узнал Кари, когда тот вошел, кинулся ему навстречу, поцеловался с ним и усадил рядом с собой на почетное сиденье. Флоси предложил Кари пробыть у него зиму, и тот согласился. Они полностью помирились. А потом и породнились: Флоси просватал Кари свою племянницу Хильдигунн,

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Оставьте отзыв