ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВИКИНГИ
По версии Олега Логинова.
САГА О НЬЯЛЕ
(THE SAGA OF NYALA)
Вообще, Сага о Ньяле (Njáls saga) — самая длинная из так называемых саг об исландцах. Героев и действующих лиц в ней очень много.
Но условно, главным действующим лицом можно назвать мудрого Ньяля, чье имя фигурирует в названии Саги.
НЬЯЛ
Ньяль Торгейрссон (Njáll Þorgeirsson) — исландский законовед, один из инициаторов принятия христианства и правовой реформы начала XI века.
Ньяль был женат на Бергторе дочери Скарпхедина и имел от неё трёх сыновей (Скарпхедина, Грима и Хельги) и дочерей: Торгерд, жену Кетиля из Леса, Хельгу, жену Палёного Кари. От Хродню дочери Хёскульда у него был внебрачный сын Хёскульд.
Сага сообщает, что Ньяль стал инициатором правовой реформы 1004 года, когда в Исландии помимо судов четвертей был введён новый, пятый суд.
Ньяль был хорош собой, но у него не было растительности на лице. Враги Ньяля использовали это, чтобы презрительно называть всю его семью «навознобородыми». Ньяль был мудрым человеком со способностями ясновидящего. Он охотно давал советы всем, кто в этом нуждался, и неоднократно демонстрировал своё благородство по отношению к друзьям.
СЫНОВЬЯ НЬЯЛЯ
Основная сюжетная линия Саги закручена возле конфликта сыновей Ньялас Трайном, сыном Сигфуса. Сыновья Ньяла во время своих приключений в Шотландии и Норвегии сыервья Ньяля Хельги и Грим сдружились с Кари Сёльмундарсоном, дружинником ярла Оркнейских островов, который уехал вместе с ними в Исландию и женился на дочери Ньяля.
Из-за конфликта с Трайном, сыновья Ньяла вместе с Кари устроили на него засаду на Трайна и его последователей у ледяного моста через реку. Трайн увидев, сыновей Ньяла с сотоварищами, удивился:
— Что этим людям нужно? Их пятеро, а нас — восемь.
Андреас Блох (Andreas Bloch). «Сын Ньяла, Скарфедин убивает Трайна на льду»
Но тут подоспел еще и старший сын Ньяла, который задержался, застегивая ремешок на обуви. С секирой в руках он перемахнул через полынью на реке и покатился по льду.
О дальнейшем в Саге о Ньяле рассказывается так: «Лед был очень гладкий, так что он мчался, как птица. Траин только собрался надеть шлем. Но Скарпхедин подоспел раньше, ударил его по голове секирой, которая называлась Великанша Битвы, и разрубил ему голову до зубов, так что они упали на лед. Все это произошло так быстро, что никто его не тронул, и он стремглав покатился дальше. Тьёрви кинул ему под ноги щит, но он перепрыгнул через него, устоял на ногах и докатился до берега. Тут к нему подбежал Кари и остальные.
— Теперь ваш черед, — говорит Скарпхедин. Тогда они кинулись на врагов. Грим и Хельги высмотрели Храппа и сразу же бросились на него. Храпп хотел было ударить Грима секирой, но Хельги увидел это и ударил Храппа по руке так, что отсек ее, и секира упала. Храпп сказал:
— Полезное ты сделал дело, потому что многим людям эта рука принесла вред и смерть».
В общей сложности находившиеся в меньшинстве сыновья Ньяла убили четырех человек, а среди них потерь не было.
УБИЙСТВО ХЕСКУЛЬДУРА
Чтобы прекратить вражду между семействами, Ньял усыновил сына Трайна, Хёскульдура, который стал расти в доме Ньялла. Ньял любил его, а когда тот подрос, попытался найти для него подходящую жену. Его выбор пал на Хильдигуннур, однако та заявила, что выйдет замуж за Хёскульдура только в том случае, если он станет вождем. Ньялю удалось сделать Хёскульдура вождем и Хильдигуннур вышла за него.
Возвышение Хёскульдура понизило положение Мёрдура Валгардссона, который стал настраивать сыновей Ньялла против него. Те оказались настолько восприимчивы, что вместе с Мёрдуром и Кари убили его, когда он сеял на своем поле.
Флоси, дядя жены Хёскульдура, чтобы отомстить убийцам, обратился за помощью к могущественным вождям. И те помогли, поскольку народные симпатии были отнюдь не на стороне сыновей Ньяла. К тому же старший брат Скарфедин стал мрачным фаталистом и оскорблял тех, кто мог бы им помочь.
СОЖЖЕНИЕ В ДОМЕ
Говорят, что главным сдерживающим фактором для викингов в их набегах была вероятность понести большие потери. У армий свободных людей инстинкт самосохранения развит гораздо сильнее, чем у диктаторов, готовых заваливать врага трупами собственных солдат. Видится, что именно в этом инстинкте самосохранения излюбленным методом сведения счетов в Скандинавии стало сожжение врага в его доме. Но такой способ считался неблагородным.
У Флоси было около 20 людей, с которыми он в 1011 году окружил дом Ньяла, в котором находились трое его сыновей, их друг Кари и несколько вооруженных работников. Но убить их было непростой задачей. Пока защитники дома метали из окон копья и многих ранили, Скарпхедин своей секирой убил Хроальда.
С Саге о Ньяле говорится:
«Флоси и его люди ничего не могли поделать. Тогда Флоси сказал:
— Мы понесли большой урон. Многие из наших ранены, и убит тот, кого мы меньше всего хотели бы потерять. Ясно, что оружием нам с ними не справиться, тем более что не все сражаются так храбро, как обещали. Нам надо что-то предпринять. Есть два выхода, и оба они плохие: один — это отступить, но тогда мы погибли, второй — это сжечь их в доме, но тогда мы берем большой грех на душу, ведь мы христиане. Придется нам все же поджечь дом, и поскорее».
Но и поджечь дом оказалось непростой задачей. Женщины заливали огонь сывороткой. Удалось поджечь дом только после того, как запалили стог сена, стоящий рядом с ним.
После этого Ньяль подошел к дверям и отбратился к флоси с просьбой отпустить женщин. Тот крикнул:
— Пусть из дома выйдут женщины, дети и домочадцы.
Когда женщины покидали дом, Астрид с Глубокой Реки убедила выйти с ними Хельги, сын Ньяля. Астрид повязала ему голову платком, а Торхильд набросила на него женскую накидку, и он вышел из дома между ними. Но Флоси сказал:
— Женщина, что там идет, высока ростом и широка в плечах. Схватите-ка ее!
Услышав его приказание, Хельги сбросил с себя женскую одежду. И нанес мечом удар человеку, который хотел схватить его. Он отрубил ему низ щита и ногу. Тогда подоспел Флоси и ударил мечом Хельги по шее так, что у него отлетела голова.
О самом драматичном моменте этой истории в Саге рассказывается так:
Флоси сказал Ньялю:
— Я хочу предложить тебе, чтобы ты вышел из дома, потому что ты погибнешь в огне безвинный.
Ньяль сказал:
— Я не выйду, потому что я человек старый и не смогу отомстить за своих сыновей, а жить с позором я не хочу.
Тогда Флоси сказал Бергторе:
— Выходи, хозяйка! Я совсем не хочу, чтобы ты погибла в огне.
Бергтора сказала:
— Молодой я была дана Ньялю, и я обещала ему, что у нас с ним будет одна судьба.
Мы пойдем и ляжем в нашу постель, — сказал Ньяль. Тогда она сказала маленькому Торду, сыну Кари:
— Тебя вынесут из дома, и ты не сгоришь.
— Но ведь ты обещала мне, бабушка, — сказал мальчик, — что мы никогда не расстанемся. Пусть так и будет. Лучше я умру с вами, чем останусь в живых.
Август Мальмстрём (August Malmström). «Ньял, Бергтора и Торд Кариссон решают быть сожженными заживо»
Ньяль и Бергтора легли на постель. Меж собой они положили внука. Сверху их накрыли бычьей шкурой. И все вместе они задохнулись раньше, чем их тела сгорели.
МЕСТЬ КАРИ
Август Мальмстрём (August Malmström). «Викинг, сидящий на пляже»
Ньяль, все его сыновья и несколько слуг, в общей сложности одиннадцать человек, погибли. Но Кари удалось чудом сбежать из пылающего дома по балке дома под прикрытием дыма. И он начал мстить.
Андреас Блох (Andreas Bloch). «Кари Сёльмундарсон»
Его поддерживали Торгейр и привлекательный антигерой по имени Бьёрн. Он преследовал Флоси и его ет людей их до Оркнейских островов и Уэльса. Самый драматичный момент — когда он ворвался в зал ярла Оркнейских островов и убил Гуннара Ламбисона, который клеветнически рассказывает о погибших при сожжении.
Об этом в Саге рассказывается так:
«Перед Рождеством Сигтрюгг прибыл на Оркнейские острова. Туда приехал тогда же и ярл Гилли, как было написано раньше.
Людей рассадили так, что конунг сидел посреди почетного сиденья, а по обе стороны от него сидели ярлы. Люди Сигтрюгга и Гилли сидели дальше от входа, а от ярла Сигурда ко входу сидели Флоси и Торстейн, сын Халля. Все места в палате были заняты людьми.
Конунг Сигтрюгг и ярл Гилли захотели послушать о сожжении Ньяля и о том, что произошло после. Рассказать об этом было велено Гуннару, сыну Ламби, и ему подставили скамейку.
В это время Кари, Кольбейн и Давид Белый, не замеченные никем, приехали на остров Лошадиный. Они сошли на берег, оставив всего несколько человек сторожить корабль. Кари со своими спутниками тотчас отправился ко двору ярла и подошел к палате во время пира. Он остановился снаружи и стал прислушиваться. Как раз в это время Гуннар вел рассказ.
Конунг Сигтрюгг спросил:
— Как держал себя Скарпхедин во время пожара?
— Поначалу хорошо, — сказал Гуннар, — но потом он заплакал.
Он рассказал все очень пристрастно и при этом много лгал. Кари этого не вытерпел. Он вбежал в палату и… с такой силой ударил Гуннара, сына Ламби, мечом по шее, что голова отлетела на стол, который стоял перед конунгом и ярлами. Все столы и одежда ярлов были залиты кровью. Ярл Сигурд узнал того, кто совершил убийство, и вскричал:
— Схватите Кари и убейте его!
Кари до этого был дружинником ярла Сигурда, и все очень любили его. Поэтому, несмотря на слова ярла, никто не сдвинулся с места. Кари сказал:
— Многие скажут, государь, что я сделал это ради вас, чтобы отомстить за вашего дружинника.
Флоси сказал:
— Кари имел на это право: ведь он не мирился с нами. Он сделал то, что он должен был сделать.
Кари ушел, и его не стали преследовать. Он отправился со своими спутниками к кораблю. Погода стояла хорошая, и они поплыли на юг, в Катанес».
Месть Кари.
Потом Кари расправился в Уэльсе с Колем, сыном Торстейна, который поносил тех, кто был сожжен с Ньялем. Коль отсчитывал серебро, когда Кари узнал его и, обнажив меч, кинулся на него и нанес ему удар по шее. В Саге говориться, что «отлетая от туловища, голова сказала «десять».
После этого Флоси отправился в паломничество в Рим, а Кари
Оттуда Флоси отправился через море на юг и там начал свое паломничество. Он шел пешком и не останавливался, пока не пришел в Рим. А когда вернулся, к нему в дом нагрянул потерпевший кораблекрушение неподалеку Кари.
Флоси узнал Кари, когда тот вошел, кинулся ему навстречу, поцеловался с ним и усадил рядом с собой на почетное сиденье. Флоси предложил Кари пробыть у него зиму, и тот согласился. Они полностью помирились. А потом и породнились: Флоси просватал Кари свою племянницу Хильдигунн,
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.