КАЗНИ ЖИВОТНЫМИ
В ДРЕВНЕМ РИМЕ
(ANIMAL EXECUTIONS IN ANCIENT ROME)
Самые изощренные казни придумывались на Востоке, но потом нередко перенимались и на Западе.
ПРЕДАНИЕ ЗВЕРЯМ
Ян Стыка. «Растерзание животными». Иллюстрация к роману Синкевича «Камо грядеши». (1902).
Казнь, ассоциирующаяся с Древним Римом, под названием «Damnatio ad bestias» («Предание зверям») тоже была придумана на Востоке. Там преступников бросали на растерзание зверям по меньшей мере, с VI века до н. э. Римлянам такая расправа понравилась своей эффектностью. Известно, что первым ее предложил римскому народу полководец Луций Эмилий Павел, который подсмотрел ее в ходе войны с Македонией в 168 году до н. э. Первую известную римскую казнь животными примел именно он в 168 году до н. э, когда после победы над Персеем организовал публичное растоптание дезертиров слонами. Но более широкое применение «Damnatio ad bestias» началось с подачи его сына Сципиона Эмилиана, захватившего и разрушившего африканский город Карфаген в 146 году до н. э. В ходе второй Пунической войны карфагенские полководцы для пущего устрашения римлян практиковали казни пленных с использованием животных. Знаменитый Ганнибал заставлял пленных римлян сражаться друг с другом, а против оставшегося в живых выпускал слона. Не приходится сомневаться, что рассказы о том, как пленников рвали на части дикие хищники и превращали в кровавое месиво слоны, не только вселяли страх в сердца римлян, но и вызывали у них отчаянную храбрость в бою. Они предпочитали умирать, но не сдаваться. И Сципиону, похоже, такой эффект понравился. Он начал прилюдно бросать перебежчиков и дезертиров на растерзание диким зверям. И первым продемонстрировал такой способ казни в Риме. Видимо после таких наказаний дезертирство в римской армии резко снизилось, а потому сенат счет такое наказание «чрезвычайно полезным» и поспешил его узаконить. Вместо слонов в качестве четвероногих палачей стали использовать в основном львов, но для разнообразия выводили на арену пантер, леопардов, тигров, медведей, гиен, волков и даже собак. Всех их предварительно морили голодом и озлобляли.
Жан-Леон Жером. «Львов прогоняют с арены». (1902).
Сначала на съедение львам и прочим хищникам было официально разрешено бросать дезертиров и иностранцев, совершивших преступления против граждан Рима. Дальше — больше. В качестве трапезы для зверей стали выводить к ним отравителей, фальшивомонетчиков, отцеубийц и зачинщиков бунтов.
Причем, наряду с увеличением числа преступлений, за которые можно было отдать виновного на съедение зверям, римское законодательство старалось и ввести и некоторые ограничения на применение этой казни. Так, закон Петрония в 61 году запретил хозяевам отдавать своих рабов на съедение животным без вердикта судьи. Для военных ветеранов ввели привилегию — их и их детей освобождали от «Damnatio ad bestias», заменяя его другим наказанием.
Но даже римские законы были бессильны перед прихотями и самодурством римских императоров. Историк Светоний писал: «Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, Калигула велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чём виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, «от лысого до лысого»». Император Тит устроил массовую жестокую расправу над жителями побежденной Иудеи. Иосиф Флавий описал ее так: «Против пленных были выпущены африканские львы, индийские слоны, германские зубры. Обреченные на смерть люди — одни были одеты в праздничное платье, других заставили накинуть молитвенные плащи — белые с черной каймой и голубыми кистями, — и было приятно глядеть, как они окрашивались в красный цвет. Молодых женщин и девушек выгоняли на арену голыми, чтобы зрители могли наблюдать за игрой их мускулов в минуты смерти».
Император Септимий Север ввел практику в 193 году предания зверям за политические преступления. Первой «политической» жертвой стал убийца императора Комода – борец Нарцисс, который задушил своего правителя. Диким зверям был брошен и письмоводитель-отпущенник Мнестей, подстроивший убийство императора Аврелиана. А поскольку убийство правителя во все времена считалось самым тягчайшим преступлением, то надо полагать, что в Древнем Риме «Damnatio ad bestias» стала считаться самым суровым наказанием. Но при этом из этой казни старались сделать еще и развлечение.
КРОВАВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Неизвестный художник. «Гонения на христиан».
Популярность жестокого умерщвления людей дикими животными в Древнем Риме была во многом обусловлена тем, что эти казни превращали в настоящие театрализованные представления. Вообще, предание зверям – процесс очень непростой из-за непредсказуемого поведения животных, но римские палачи находили некие секреты, чтобы заставить хищников не только бросаться на людей, но играть своеобразные роли в кровавых представлениях на арене цирка. Обычно, чтобы жертвы не имели возможности сопротивляться, их привязывали к столбам на арене.
Это нашло свое отражение в фильме Ежи Кавалеровича «Камо грядеши», когда красавицу Лигию привязали к столбу на арене цирка и выпустили против нее разъяренного быка. Для придания этой казни театральности частенько использовалась легенда о Прометее. Поэт Марциал описывал казнь разбойника Лавреола. Только его приковали не к скале, а к деревянному кресту, и отдали его на растерзание не орлу, а каледонскому медведю. Для разнообразия приговоренных к смерти бросали в клетки с хищниками, привязывали к спинам зверей, гнали бичами надсмотрщиков навстречу животным. Древнегреческий историк Страбон описывал как в начале I века н.э. на его глазах в Риме предали казни предводителя восставших рабов Селур, которого называли «сыном Этны». Специально для этой экзекуции был сооружен высокий помост, на который, словно на гору Этну, взвели Селура. И тут помост неожиданно рухнул, и несчастный упал прямо в клетку с дикими зверями, находившуюся внизу.
Со временем, чтобы продлить интригу и оживить представление, приговоренных к смерти перестали привязывать и даже давали им кое-какое оружие. Например, человека наряжали Гераклом, давали ему дубину в руки и оставляли наедине с быком. Это добавляло казни зрелищности, но конец был предсказуем – сколько бы осужденный человек не сопротивлялся, побеждали звери.
Генрих Семирадский. «Христианская Дирцея в цирке Нерона». (1897).
Римским императорам, пресыщенным всевозможными казнями и сексуальными оргиями, хотелось чего-то доселе невиданного. И для удовлетворения их изощренно кровожадных вкусов бестиарии (дрессировщики, обучавшие зверей в амфитеатрах) упорно пытались научить животных насиловать женщин. Наконец, одному из них по имени Карпофор удалось это сделать. Он пропитывал ткани кровью самок различных животных, когда у них начиналась течка. А потом обертывал этими тканями приговоренных к смерти женщин и натравливал на них зверей. Инстинкты животных поддавались обману. Животные больше доверяют обонянию, а не зрению. На глазах сотен зрителей они нарушали законы природы и насиловали женщин. Говорят, что Карпофор, как-то представил публике сцену по мифологическому сюжету о похищении Зевсом в образе быка красавицы по имени Европа. Благодаря изобретательности бестиария народ лицезрел, как бык на арене совокуплялся с Европой. Трудно сказать, осталась ли жива жертва, изображавшая Европу, после такого сексуального акта, но известно, что аналогичные акты с конем, быком или жирафом для женщин обычно заканчивались летальным исходом.
Апулей описал подобную сцену. Отравительницу, отправившую на тот свет пять человек с целью завладеть их состоянием, подвергли публичному надругательству. На арене была поставлена кровать, отделанная черепаховыми гребнями, с матрасом из перьев, покрытая китайским покрывалом. Женщину растянули на кровати и привязали к ней. Выдрессированный осел встал коленями на кровать и совокупился с осужденной. Когда он закончил, его увели с арены, а вместо него выпустили хищников, которые довершили издевательства над женщиной, разорвав ее на части.
ХРИСТИАН ЛЬВАМ
Эжен Тирион. «Триумф веры. Христианские мученики во времена Нерона». (XIX век).
Считается, что практика казней христиан с использованием хищников появилась после того, как император Нерон обвинил их в поджоге Рима. Его обвинение пало на благодатную почву. В то время римляне зачастую на бытовом уровне винили христиан в разнообразных природных катаклизмах. А потому они с восторгом поддержали лозунг императора: «Христиан ко львам!»
Особенно нравились императору представления, на которых жертвами становились молодые красивые христианки. Их сначала насиловали, потом привязывали их к столбам и выпускали на них тигров и львов. Публика получала удовольствие, лицезрея как красивые тела женщин хищники превращают в кучи окровавленной плоти. А не молодых и не красивых христиан зашивали в шкуры диких животных и бросали на растерзание собакам. Чтобы публике проще было по вечерам найти дорогу к амфитеатру, устраивалось оригинальное освещение. Вдоль дорог устанавливались кресты с распятыми христианами, которых обмазывали смолой и поджигали, превращая в факелы.
Расправы над христианами с использованием хищников продолжались несколько веков. И некоторые из этих казней вошли в легенды о святых мучениках. Например, одна из таких легенд повествует о молодой христианке Бландине. Она была хрупкого телосложения, но ее дух оказался неимоверной силы. Сначала девушка с удивительной стойкостью вынесла самые жестокие пытки. Потом ее с тремя другими христианками подвесили на столбе в амфитеатре, чтобы они стали пищей для диких львов. Бландина на столбе молилась и ободряла других несчастных. И львы ее не тронули. Ее снова пытали и снова бросили львам. Но львы не прикоснулись к ней и на сей раз. Только на четвертый раз львы все же порвали Бландину. Затем ее бичевали, после этого завернули в сеть и бросили быку, который бодал ее рогами, после чего еще раздели и обнаженной посадили на раскаленный докрасна металлический стул. Но никакие истязания не сломили волю девушки и не заставили ее отречься от веры. Тогда ее попросту убили мечом.
ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ РИМА
Считается, что казнь при помощи диких зверей просуществовала вплоть до V века нашей эры. Однако это не совсем так, крушении е Римской империи не положило конец применению «Damnatio ad bestias». Например, в XI веке в Византии на съедение львам был брошен евнух, злоумышлявший против императора. А на территории современной Эстонии Сааре-Ляэнемаский епископ выносил приговоры в замке города Курессааре. Там сейчас туристам показывают шахту под названием «Львиная яма». В нее в XIV веке сбрасывали приговоренных епископом к смерти на съедение львам.
Олег Логинов