Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ИСТОРИЯ ДНЯ 9 ноября. СМЕРТЬ МАРШАЛА БЛЮХЕРА (DEATH OF MARSHAL BLUCHER)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ИСТОРИЯ ДНЯ

9 ноября

СМЕРТЬ МАРШАЛА БЛЮХЕРА

(DEATH OF MARSHAL BLUCHER)

Что касается Гражданской войны в России, то она до сих пор остается не вполне понятной. О ней сложился образ на основе советских легенд и штампов. Но ее реальную картину очень трудно постичь, как и составить реальный образ красных командиров, считающихся ее героями.

Например, одним из ее героев стал Василий Блюхер, вокруг которого в советское время витал ореол крупного и успешного военачальника. И никакой логике не поддается, как он смог таковым стать имея образование всего в виде одного класса церковно-приходской школы. Можно, конечно, вникать и искать объяснения, но это долго и по большому счету, наверное, мало кому интересно. А потому и особо останавливаться на этом не стану.

ПЕРВЫЙ НАГРАЖДЕННЫЙ

Любопытно происхождение фамилии известного российского маршала Василия Блюхера. Согласно легенде, прадед Василия, крепостной крестьянин, показал себя отличным солдатом на отечественной войне 1812-го года. В деревню он вернулся героем, весь увешанный медалями и барин в шутку стал его звать Блюхером в честь немецкого генерала Гебхарда Блюхера, прославившегося после победы над Наполеоном при Ватерлоо. А потом прозвище переросло в фамилию.

Василий Блюхер родился в 1890 году в крестьянской семье в деревне Барщинка Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 1904, после года учебы в церковно-приходской школе, отец увез Василия на заработки в Санкт-Петербург. Он работал «мальчиком» в магазине, затем чернорабочим, потом стал обычным пролетарием.

Василий Блюхер сначала отличился в царской армии в Первую мировую. За мужество был произведен в унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом. После революции Блюхер был избран председателем полкового комитета в Самаре. Потом был направлен на Южный Урал для борьбы с частями генерала Дутова. Для ясности необходимо отметить, что вначале он был агитатором и комиссаром, а непосредственно военными операциями занимались более опытные командиры, например Георгий Зиновьев, имевший 4 георгиевских креста в Первую мировую и Николай Каширин, имевший шесть боевых наград в Первую мировую. Надо полагать, что под их руководством Блюхер быстро учился управлению войсковыми подразделениями. Когда 2 августа 1918 года Каширин был тяжело ранен, вместо него главнокомандующим армией был избран именно Василий Блюхер.  

 

Особенно он прославился походом по тылам белогвардейцев, когда армия Блюхера прошла свыше 1500 км по горам, лесам и болотам, провела более 20 боев, разгромила 7 вражеских полков. За этот поход он удостоился Ордена боевого красного знамени под номером 1. Благодаря Уральскому походу, вчерашний никому неизвестный рабочий моментально вошел в военную элиту молодой Советской России. 6 июля 1919 года Блюхер возглавил 51-ю стрелковую дивизию, прошедшую от Тюмени до озера Байкал.

Военная карьера Блюхера шла по нарастающей. 6 августа 1929 года он был назначен командующим Особой Дальневосточной армией, а в 1935 году он стал Маршалом Советского Союза.

Увы, у маршала был один известный грешок. 4 мая 1935 года начальник штаба РККА Егоров сообщил Ворошилову, что Блюхер с 7 по 17 апреля болел «известной Вам болезнью (ушел в запой)».

Надо полагать, что на такие «заболевания» в Красной армии смотрели сквозь пальцы, поскольку серьезных оргвыводов в отношении Блюхера не последовало. Они последовали после 24 сентября 1938 года, когда состоялось совещание с участием Сталина по итогам боев на озере Хасан. И в этом тоже много непонятного. В советское время везде говорили, что на Хасане Красная армия вломила японским самураям по первое число. Но оказывается при этом она потеряла в полтора раза больше бойцов, чем японцы. Это, а также некие просчеты в командовании ставились в вину Блюхеру, который руководил военной операцией на озере Хасан. Также ему в вину ставилось, что он «не сумел или не захотел по-настоящему реализовать очищение фронта от врагов народа», в результате чего и произошли большие потери.

Он действительно действовал довольно странно. Зачем-то обвинил пограничников, которые якобы нарушили границу на три метра. Он связался с Москвой и стал требовать ареста начальника пограничного участка. А самое главное, непонятно зачем отдал приказ о призыве на Дальнем Востоке 12 возрастов. Это был незаконный акт. Незадолго до этого Главный военный совет по предложению Блюхера решил призвать в военное время на Дальнем Востоке всего лишь 6 возрастов. Приказ Блюхера провоцировал японцев на объявление ими своей мобилизации и мог втянуть СССР в большую войну с Японией.

В общем, после Хасана, Блюхера отозвали в Москву, правда выделили ему там квартиру в Доме правительства. А он решил отдохнуть и махнул с семьей в Адлер, где поселился на даче Ворошилова в резиденции «Бочаров ручей». Их отдых на юге продолжался почти месяц, а потом за Блюхером пришли…

АРЕСТ

Блюхер отнюдь не был безупречным героем. За успешную карьеру и благоволение со стороны Сталина надо было платить. Причем, чужими жизнями. Блюхер приложил руку к репрессиям в подчиненной ему Особой дальневосточной армии. И именно он в 1937 году являлся председателем военного трибунала, который приговорил  к смертной казни группу высокопоставленных военных РККА во главе с Тухачевским. А спустя год сам оказался в шкуре подследственных.

Утром 22 октября 1938 года маршал Василий Блюхер, его жена Глафира Лукинична и брат Павел были арестованы на ворошиловской даче. Вместе с ними на отдыхе находилось четверо детей, в том числе 8-месячный сын Блюхера, Василин. Всех детей, в том числе и грудного Василина, при аресте отобрали у матери и сдали под другим именем в сочинский дом ребенка.

Маршала, его жену, брата и золовку отправили из Сочи спецвагоном в Москву. Причем его жену Глафиру Лукиничну держали в другом купе и не разрешали общаться с мужем. По прибытии в Москву Блюхера сразу же перевезли в Лефортовскую тюрьму, где ему присвоили тюремный номер «11», а его жену — в Лубянскую.

В ТЮРЬМЕ

Во внутренней тюрьме НКВД СССР маршал и вчерашний любимец Сталина провел восемнадцать дней в камере № 93 и За это время его успели допросить 21 раз. Семь допросов арестованного маршала провел лично Лаврентий Берия. И говорят, что во время следствия Блюхера били на допросах смертным боем.

Казалось бы, да как так-то?! Бить героя Гражданской войны?! Произвол какой-то! Однако, видимо, все было законно.

Исходный документ, которым было разрешено применение «физических методов воздействия», до сих пор не выявлен. Обнаружены лишь косвенные документы, подтверждающие, что эти методы были разрешены политическим руководством СССР. Например, шифротелеграмма Сталина секретарям обкомов, крайкомов и руководству НКВД-УНКВД о применении мер физического воздействия в отношении «врагов народа» от 10 января 1939 года. В ней говорилось: «ЦК ВКП считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь… в отношении явных и неразоружившихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод».

Хотя следователи НКВД и сами охотно прибегали к мордобою, но им помогали профессионалы – специально подобранные садисты. Говорят, что Блюхера избивали именно такие. Причем, вчетвером.

Говорят, что Кольчугина-Блюхер после очной ставки с мужем, сказала: «Он выглядел так, как будто побывал под танком».

О том, как маршалу доставалось в тюрьме рассказывают так:

Один раз ночью избитый Блюхер, что физически не в состоянии отвечать на вопросы. Тогда Берия дал указание привести врача. Пришла главный врач тюрьмы Р. Бегло. Фамилия ей, можно сказать, была «впору». Бегло бегло осмотрела маршала и казала, что допрос можно продолжать. Тогда Берия дал команду «Продолжайте!», и его экзекуторы снова принялись избивать Блюхера. Один из них ударил Василия Константиновича резиновой дубинкой и попал ему в глаз. Глаз вытек на подставленные Блюхером руки, и полным муки голосом он закричал: «Сталин, видишь ли ты, слышишь ли ты, Сталин!?». Экзекуторы прекратили избиение и выжидающе посмотрели на Берию. А тот спокойно ответил: «Видит, видит! Слышит, слышит!».

Бериевские экзекуторы знали толк в своем деле. Не прошло и 16 дней, как маршал признался во всех инкриминируемых ему грехах: в участии в «антисоветской организации правых», в «военном заговоре», в шпионаже в пользу Японии, в чем ему активную помощь якобы оказывали Виктор Русяев и барон Георгий Розен, в саботаже в военной сфере, а также, для «полноты картины», в пьянстве на рабочем месте и моральном разложении.

Сломали энкавэдэшники не только Блюхера, но и его родственников. Они оговорили себя и его. Так, первая жена Блюхера, с которой он расстался еще в 1924 году, на допросах дала признательные показания, что помогала бывшему мужу в его шпионской деятельности в пользу Японии. Ей это не помогло. На основании этих показаний ее расстреляли.

СМЕРТЬ

Следствие в виде регулярных жестоких избиений привело к ожидаемому результату. Здоровье уже немолодого маршала не выдержало.

9 ноября 1938 года в 22 часа 45 минут его доставили в амбулаторию внутренней тюрьмы НКВД СССР на Лубянке без пульса и с прерывистым дыханием. Дежурный врач внутренней тюрьмы Е. Шакина ему ввела кофеин и камфорное масло. Но это не помогло. В 22 часа 50 минут Василий Блюхер скоропостижно скончался. Его труп был отправлен в морг Бутырской тюрьмы для судебно-медицинского вскрытия. По заключению судмедэкспертизы, смерть маршала наступила от закупорки легочной артерии тромбом, образовавшимся в венах таза.

Рано утром 10 ноября 1938 года труп Блюхера был перевезен в крематорий и предан кремации. А 11 ноября 1938 года дело по обвинению Блюхера было прекращено за смертью обвиняемого. Но это был еще не конец его дела.

Спустя четыре месяца после смерти, 10 марта 1939 года уже задним числом Блюхер был лишен звания маршала и приговорен к смертной казни за «шпионаж в пользу Японии».

СУДЬБА БЛИЗКИХ

Егоров и Блюхер. Посреди жена Блюхера — Глафира

Посмертный приговор Блюхеру по сути дела «подвел под монастырь» и его близких. Никого из них не пожалели – уничтожали безжалостно. И практически ни за что. Просто за родство с опальным маршалом.

10 марта 1939 года была расстреляна первая жена Блюхера Галина Покровская, хотя она не жила с ним с 1924 года. Говорят, что в один день с ней была расстреляна жена брата Блюхера — Лидия Богуцкая.

Еще через четыре дня расстреляли вторую жену бывшего командующего Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) Галину Кольчугину. Хотя она и была «бывшей женой», но от репрессий ее это не избавило. Кольчугина обвинялась в недоносительстве о контрреволюционной деятельности своего бывшего супруга, а также, дополнительно к этому, в проведении шпионажа и соучастии в антисоветском военном заговоре. 14 марта 1939 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила ее к расстрелу. И тот же день Галину «пустили в расход»

Третью — Глафиру Безверхову через два месяца Особое совещание при НКВД СССР приговорило к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Чуть раньше, в феврале, был расстрелян и брат Василия Константиновича — капитан Павел Блюхер — командир авиазвена при штабе ВВС ОКДВА. До ареста Василия Блюхера были брошены в казематы НКВД его порученец Павлов и шофер Жданов. Из пяти детей маршала от трех браков старшую — Зою Белову в апреле 1951 года осудили на 5 лет ссылки.

Зоя Васильевна Блюхер (сидит), Всеволод Васильевич Блюхер и Глафира Лукинична Безверхова-Блюхер (стоят). 1956 г.

Сын Всеволод после ареста родителей был определен в Армавирский детский дом. До дочери Блюхера, Зои, которая после ареста родителей воспитывалась бабушкой, власть добралась в 1951 году, когда она была арестована, объявлена «социально опасным элементом» и выслана на поселение в Кзыл-Орду сроком на пять лет без права возвращения в Ленинград.

Дочь Ваира и сын Василин после ареста родителей были определены в специальные детдома для детей репрессированных. Дочь Ваиру Глафира Безверхова нашла после освобождения, а судьба самого младшего ребенка Блюхера, Василина осталась неизвестной.

Няня детей Анастасия Черноземцева сдала мальчика сотрудникам НКВД под девичьей фамилией его матери Безверхов. И больше о нем никто никогда не слышал. В результате спустя много времени объявилось несколько самозванцев, называвших себя «внуками Блюхера» — якобы сыновьями Василина.

Реабилитировали Блюхера в 1956 году. После реабилитации в честь Блюхера были названы улицы, населенные пункты, школы, теплоходы.

В послевоенном СССР все знали Блюхера, как героя Гражданской войны. И лишь немногие знали, как он умер. Но они помалкивали в тряпочку.

А СУДЬИ КТО?

Собственно к опале и последующей смерти Василия Блюхера привело заседание Главного военного совета РККА, состоявшееся 31 августа 1938 года в Москве под председательством Ворошилова. Именно этот совет фактически вынес ему приговор, объявив виновником неудачи военной операции под озером Хасан. В состав этого военного совета входили помимо Ворошилова шестеро: Сталин, Щаденко, Буденный, Шапошников, Кулик, Локтионов, Блюхер и Павлов.

Все, безусловно, герои и великие стратеги. Именно они вынесли решение о профнепригодности маршала Блюхера.

Ефим Щаденко был одним из ярых проповедников репрессий в РККА. Для согласования ареста НКВД направлял наркомам обороны (К. Е. Ворошилов) и РКВМФ (П. А. Смирнов, М. П. Фриновский) т. н. «справку» на подлежащего аресту. Санкции на арест также давали заместители Ворошилова — Гамарник, Мехлис и Щаденко. Например, Щаденко в середине 1938 года санкционировал арест 18 политработников от политрука до полкового комиссара.

При этом начальник Военной академии имени М. В. Фрунзе А.Корк, у которого он был замом по политчасти, еще в 1936 году жаловался на него: «Состояние здоровья моего помощника тов. Щаденко чрезвычайно неблагополучно, по-моему, у т. Щаденко в любой момент может произойти припадок буйного помешательства. Прошу безотлагательно освободить тов. Щаденко от работы в Академии и передать его в руки врачей».

Генерал армии, Герой Советского Союза  Дмитрий Павлов 22 июля 1941 года Военной коллегией Верховного суда СССР был приговорен «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти» к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен на подмосковном полигоне НКВД. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в воинском звании.

Маршал, Герой Советского Союза и заместитель наркома обороны Григорий Кулик проявил практически полную профнепригодность во Время Великой Отечественной войны. Из приказа Народного комиссара обороны СССР от 2 марта 1942 года: «

Кроме того, как установлено, Кулик во время пребывания на фронте систематически пьянствовал, вел развратный образ жизни и злоупотреблял званием Маршала Советского Союза и заместителя наркома обороны, занимался самоснабжением и расхищением государственной собственности, растрачивая сотни тысяч рублей на пьянки из средств государства и внося разложение в ряды нашего начсостава. Кулик Г. И., допустив в ноябре 1941 года самовольную сдачу противнику городов Керчи и Ростова, нарушил военную присягу, забыл свой воинский долг и нанес серьезный ущерб делу обороны страны».

Александр Локтионов был арестован еще до войны. 11 марта 1941 года СНК СССР утвердил секретное постановление № 501-213с «О незаконном вывозе генерал-полковником Локтионовым в Москву мебели и посуды из занимаемой им квартиры в г. Риге», обязав Локтионова вернуть всю увезенную им из Риги мебель обратно и оплатить стоимость ее перевозок в оба конца.

Локтионов был арестован 19 июня 1941 года. Содержался во внутренней тюрьме НКВД СССР в Москве, а после начала Великой Отечественной войны вывезен в Куйбышев. В тюрьме подвергался допросам и избиениям, не выдержав которых, оговорил себя. Расстрелян 28 октября 1941 года с группой других генералов без суда на основании предписания Л.  Берии.

Генерал армии, Герой Советского Союза Дмитрий Павлов 22 июля 1941 года Военной коллегией Верховного суда СССР был приговорен «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти» к высшей мере наказания и расстрелян 22 июля 1941 года.

Так что все произошедшее с Василием Блюхером, и хорошее, и плохое было плоть от плоти советской системы.

*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников.

 

Оставьте отзыв