ТУРИЗМ ЗА ДЕФИЦИТОМ
(TOURISM IN SHORT SUPPLY)
Уходящий все дальше в прошлое социализм постепенно превращается в этакую экзотическую эпоху. Попробуйте, например, объяснить нынешним деткам, что раньше люди ходили в походы кормить комаров, чтобы поесть гречневой каши. Не шашлык, не барбекю, а обыкновенной гречки. Но было и такое. Чем с выгодой для себя воспользовалась директор турбазы Подаркина.
Чтобы сделать популярными путевки на маршруты выходного дня, она выбила под них в горисполкоме дефицит. По таким путевкам граждан водили в походы по уральским лесам или возили на автобусах по историческим местам Свердловска и области. Наши практичные сограждане особого энтузиазма к участию в маршрутах выходного дня не проявляли. Зачем платить лишние деньги, когда можно самостоятельно бродить по лесу сколько душе угодно или те же самые исторические места объехать на трамвае.
Одно дело закусить в лесу банальной килькой в томате, и совсем другое – дефицитными гречкой с тушенкой. Эта приправленная дымком костра изысканная трапеза становилась порой решающим фактором, когда человек стоял перед выбором: брать или не брать путевку. Однако далеко не вся гречка с тушенкой доставалась туристам, часть дефицита Подаркина пускала налево. Проявила она инициативу и в организации другого вида маршрутов выходного дня. Тем, кто выбирал автобусный маршрут по историческим местам, выделялись места в гостинице. Однако порой двухдневные экскурсии заказывали предприятия Свердловска для своих сотрудников, которым гостиничный сервис не требовался. В этих случаях Подаркина, чтобы места в гостиницах не пустовали, заселяла туда спортивные команды и беря с них деньги за постой.
Когда же сотрудники милиции вывели Подаркину на чистую воду, она наотрез отказывалась признавать свою вину. В результате ее допросы протекали примерно по следующему сценарию:
Следователь: Подаркина, вы признаете, что занимались хищением дефицитных продуктов.
Подаркина: Нет.
Следователь: Нами установлено, что именно вы организовали такую систему, когда участникам маршрутов выходного дня не выдавались продукты, стоимость которых входила в цену путевки.
Подаркина: Да, ну и что из этого?
Следователь: А то, что нами установлено также и то, что вы организовали сбыт этих продуктов через торговую сеть.
Подаркина: Да, ну и что?
Следователь: А то, что вы совершили хищение дефицитных продуктов, продали их, а деньги присвоили.
Подаркина: Ничего я не похищала. Я себе копейки лишней не брала. Это меня начальство заставляло утаивать продукты. А деньги от их продажи тратились на проведение Дня туриста.
Следователь: А на какие нужды вами расходовались денежные средства, незаконно полученные и присвоенные от заселения спортивных коллективов в гостиничные номера, предназначавшиеся иногородним обладателям путевок «Маршрутов выходного дня»?
Подаркина: Да все туда же тратились – на проведение Дня туриста.
Следователь: М-да, тяжелый случай.
Суд пришел к тому же мнению, а потому назначил Подаркиной суровое наказание. По «путевке» суда она на долгие 8 лет отправилась в Оксариху Пермской области, только не на турбазу, а в исправительное учреждение, отгороженное от мира забором с колючей проволокой.
Олег Логинов