ФОТОРЕЙТИНГ «ГИБЕЛЬ ПОЛИКСЕНЫ И ГЕКУБЫ»
(THE DEATH OF POLYXENA AND HECUBA).
По версии Олега Логинова.
Мерри-Жозеф Блондель. «Гекуба и Поликсена»
Дочь троянского царя Приама и Гекубы, Поликсена испила горькую чашу судьбы после падения Трои.
Когда греческий флот приплыл к фракийскому берегу, лежащему напротив Трои, обращенной в груду развалин, ахейцам предстала тень Ахилла. Со своего могильного кургана призрак героя обратился к ахейцам с мольбой, чтобы не оставили они его во вражеской земле, не воздав должной чести, а принесли бы в жертву ему Поликсену, к которой он был неравнодушен.
Царь Спарты Агамемнон, которому досталась прелестная Кассандра, из любви к ней не соглашался на жертвоприношение ее сестры, но хитроумный Одиссей всех убедил, что надо почтить память Ахилла.
Шарль Лебрен. «Жертвоприношение Поликсены. (1647)
Ахейцы расположились на фракийском берегу и стали готовить ритуальную казнь на могиле Ахилла. Одиссей был послан в шатер Гекубы, чтобы забрать у нее ее дочь Поликсену. Гекуба рыдала и мольбами старалась спасти свою дочь, но Одиссей остался непреклонным.
Пишут, что сама Поликсена не боялась смерти. «Когда город родной был разрушен, когда пало царство отца ее, она уже перестала надеяться на радость и на счастье. Ей, царской дочери, такою светлой представлялась будущность, а теперь обречена она на позорное рабство. Не может Поликсена вынести этой мысли, она готова лучше низойти в обитель Аида».
Джованни Баттиста Питтони. «Жертвоприношение Поликсены»
Твердо и мужественно взошла она на могильный курган Ахилла, вокруг которого собралось все войско ахейцев. Сын Ахилла, Неоптолем подвел Поликсену к алтарю, воздвигнутому на могильном холме. Взяв золотой кубок, он совершил отцу своему обычное возлияние, а потом громко произнес:
«Досточтимый отец, сын Пелея, прими от руки моей умилостивительную жертву, напейся крови этой непорочной девы, которую я закалываю для тебя. Будь же милостив к нам и даруй нам благополучное возвращение на родину».
Потом Неоптолем извлек он меч из золотых ножен и кивнул головой находившимся близ него юношам, чтобы схватили они жертву. Но до того, как умереть, Поликсена обратилась к войску ахейцев с такими словами:
«Ахейцы, разорители родного мне города, я умираю охотно. Не прикасайтесь ко мне, дайте мне, дочери свободного отца, и умереть свободной. Царской дочери стыдно рабою нисходить в мрачную область Аида».
Николя Прево (Nicolas Prevost). «Жертвоприношение Поликсены»
Ахейцы выразили криками свое согласие и тогда Агамемнон повелел юношам отойти от Поликсены. После этого она сама обнажила грудь и шею перед Неоптолемом.
Неоптолем грозит убить сына Гектора перед его дедом Приамом
Пишут, что со скорбью в сердце нанес он деве смертельный удар. Но в этом есть сомнения. Сын героя Ахилла не отличался благородством. Во время и после войны он убил престарелого Приама, Эврипила, Политеса и Астианакса (младенца Гектора и Андромахи), после чего сделал Андромаху своей наложницей.
Скульптура П. Феди. «Убийство Поликсены Неоптолемом». (1866)
Вот и Поликсене он недрогнувшей рукой перерезал горло. Ахейцев тронуло, что даже умирая, она выказала девственную стыдливость и старалась пасть как прилично ее полу.
Поль Огюст Кенсак. «Смерть Поликсены». (1881)
Желая почтить умершую, ахейцы осыпали тело ее зелеными ветвями, другие стали таскать смолистые сосновые бревна и сооружать костер.
В это время Гекуба, закрыв лицо одеждой, приникнув к земле, лежала в шатре и посыпала пеплом свою седовласую голову. Туда пришел к ней посланный Агамемноном Талфибий и возвестил, что она с другими троянскими пленницами может похоронить свою дочь. Гекуба тогда отправила рабыню за морской водой, чтобы омыть мертвое тело. Служанка увидела на взморье труп, а в нем узнала Полидора, младшего из сыновей Гекубы.
Приам, отчаявшись в спасении Трои, отправил своего младшего сына с сокровищами во Фракию, к царю Херсонеса Фракийского Полиместру, женатому на его сестре, который пользовался некогда его гостеприимством.
Он считал, что там Полидор не подвергнется никакой опасности, а когда вырастет сможет возродить могущество их рода. Но ошибся. Жадный варвар польстился на троянские сокровища и умертвил того, чей отец принимал его в доме своем так радушно. А потом выбросил тело бедного Полидора в море. Но волнами его прибило к фракийскому берегу, лежащему напротив Трои.
Служанка принесла тело Полидора к Гекубе, еще оплакивавшей свою бедную дочь. Царица тотчас догадалась, кто был виновником гибели ее сына. При виде вероломно убитого Полидора забыла она на время скорбь свою и свои преклонные лета и решила отомстить убийце. Сговорившись с Агамемноном, который ради Кассандры выказывал ей расположение и которого возмутило злодейство варварского царя, пригласила она Полиместра с двумя его сыновьями в свой шатер и обещала показать ему место, где были скрыты сокровища Приама.
Джузеппе Мария Креспи. «Гекуба, ослепляющая Полиместра»
О дальнейшем Генрих Штоль в своей книге «Мифы классической древности» написал так: «Но в шатре своем яростно напала она вместе с другими пленницами на злодея и – гнев придал ей силы – выколола ему глаза, в то время как другие троянки умерщвляли детей его. Как бешеный хищный зверь вскочил с земли царь и готов был растерзать разгневанных женщин. На громкий крик его подошел к шатру Агамемнон. С его помощью думал Полиместр отомстить троянкам, но Агамемнон отказал в содействии так злодейски нарушившему закон гостеприимства варвару».
Правда, осыпаемый насмешками женщин, царь Полиместр все же нашел способ отомстить Гекубе за свое унижение. Он поведал ей предсказание о ее судьбе, слышанное им некогда от Диониса. И согласно этого предсказания, ее горести на смерти сына и дочери еще не закончились.
Карл Русс. «Гекуба оплакивает смерть своих детей». (1809)
Но Гекубе некогда было думать о своей судьбе. Она с троянками отправилась выполнять погребальный обряд — сжечь на костре тела дочери и сына.
И в этот момент, предсказание Диониса, переданное Полиместром начало сбываться. От нечеловеческого горя царица превратилась в собаку, бросилась в этом новом виде на корабль, там забралась на мачту и спрыгнула с нее в море, где утонула.
Скала, подымающаяся на этом месте над водами Геллеспонта, до недавнего времени носила название «Киноссема» (Могила псицы).
*Использованы тексты из Википедии, книги Генриха Штоля «Мифы классической древности» и других интернетресурсов.