КАЗНЬ ДНЯ
По версии Олега Логинова.
10 марта
КАЗНЬ ЖАНА КАЛАСА
(THE EXECUTION OF JEAN CALAS)
Жан Калас (1698-1762) — торговец из Тулузы, Франция, обрел большую известность тем, что стал жертвой предвзятого суда из-за того, что был протестантом. Во Франции он является символом христианской религиозной нетерпимости, наряду с Франсуа Жан де Ла Барром и Пьер-Полем Сирвеном.
Калас и его жена были протестантами, в то время как Франция была католической страной. Католицизм являлся государственной религией. Один из сыновей Каласа, Луи принял католическую веру в 1756 году А 13 октября 1761 года в гостях у другого сына Жана Каласа, Марка Антуана находился приехавший к нему друг, сын известного в Тулузе адвоката Лавэса. Все ужинали за одним столом – отец, мать, Марк‑Антуан, Пьер (младший сын) и молодой Лавэс. После трапезы все перешли в маленькую гостиную, кроме Марка‑Антуана – он куда‑то пропал. Когда гость собрался уходить, Пьер вместе с ним спустился вниз, чтобы проводить. И здесь они увидели повешенного Марка‑Антуана – на косяке двери, у входа в магазин, в одной рубашке. Сюртук лежал на прилавке. Покойник выглядел очень аккуратно: волосы причесаны, рубашка не помялась. На теле никаких следов от ушибов, никаких ран.
Дидье Дескуэнс. «Арест Каласа».
Пока родители рыдали над телом сына, гость и брат побежали, чтобы вызвать судебные власти и привести лекаря.
Сразу за этим появились слухи, что 64‑летний тулузский негоциант Жан Калас убил своего сына за то, что тот также собирался принять католицизм. Калас‑младший хотел стать адвокатом, но это можно было сделать только будучи католиком.
Советник тулузского муниципалитета Давид де Бориг из желания выслужиться повел дело жестко. Троих Каласов, Лавэса и даже служанку‑католичку заковали в кандалы.
Несчастная семья Калас в тюрьме
Вся семья, будучи допрошена, вначале заявляла, что Марк Антуан был жертвой убийцы. Затем они изменили показания и заявили, что они нашли его повесившимся и, так как самоубийство в то время рассматривалось как тяжкое преступление, после которого мертвое тело самоубийц протаскивались по улицам на веревке, после чего вешалось на публике, члены семьи решили представить самоубийство сына как убийство.
Даниэль Николаус Ходовецкий. «Жан Каллас в тюрьме»
9 марта 1762 года парламент Тулузы приговорил Жана Каласа к смерти через колесование. Это был еще хороших исход суда. Все могло закончиться хуже. Хотя тринадцать судей, рассматривавших их дело, не располагали доказательствами вины Каласов, но были убеждены в ней.. Улик не Шестеро из судей предлагали отца, сына и Лавэса колесовать, а жену Каласа сжечь на костре. Остальные семеро, с более умеренной позицией, решили, что будет достаточно казнить одного отца семейства.
10 марта 1762 года приговор был исполнен Жана Каласа привязали к колесу на соборной площади. Сначала ему растягивали его руки и ноги до тех пор, пока они не вырвались из суставов. Семнадцать литров воды были вылиты ему в горло.
Потом каждая из его конечностей была дважды сломана железным прутом. Калас умер в муках на колесе, до конца твердо заявляя о своей невиновности.
Других членов семьи выпустили из тюрьмы, но их имущество конфисковали в пользу церкви. Однако религиозный подтекст дела вызвал общественный резонанс по всему миру. Как это нередко случалось в истории, за честь осужденного вступился писатель. Вольтер, которому сообщили об этом деле, после того, как первоначальные подозрения, что Калас был виновен в антикатолическом фанатизме, исчезли, начал кампанию по отмене приговора Каласу. Как сказал сам Вольтер: «Я вмешался в это дело потому, что в него никто не хотел вмешаться».
9 марта 1765 года парижский суд пересмотрел дело Жан Каласа, в результате чего он был признан невиновным посмертно, а его домочадцы выпущены на волю. Король Людовик XV в качестве компенсации предоставил семейству сумму в 30 тысяч ливров.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.