ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СВЯТОСЛАВА ФЕДОРОВА (THE LIFE AND DEATH OF SVYATOSLAV FEDOROV)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СВЯТОСЛАВА ФЕДОРОВА

(THE LIFE AND DEATH OF SVYATOSLAV FEDOROV)

Знаменитый на весь мир целитель глазных болезней Святослав Федоров стал офтальмологом случайно. Он хотел стать летчиком, но нелепое происшествие, превратившее его в инвалида, поставило крест на летной карьере.

Потом Федоров стал ведущим офтальмологом в мире, но в глубине души продолжал хранить мечту – вновь подняться в небо за штурвалом. И исполнил ее спустя 54 года. Увы, по сути дела, реализация этой мечты и привела его к трагической гибели.

КОГДА ЖИЗНЬ БЬЕТ КЛЮЧОМ, В ОСНОВНОМ, ГАЕЧНЫМ

Ныне о людях, живших в СССР, существует два диаметрально противоположных мнения. Кто-то, подчеркивая их косность и зашоренность, придумал для них язвительный термин «хомо советикус». А кто-то, подчеркивая их мужество и стойкость, вспоминает слова Маяковского: «Гвозди бы делать из этих людей». И, наверное, те и другие правы. Люди в СССР были разными. Но Святослав Федоров, однозначно, был из тех, из кого можно было не просто делать, а ковать гвозди. Как только жизнь его не била, а он от этого только «закалялся, как сталь».

Святослав родился в 1927 году в городе Проскуров (ныне Хмельницкий). Его отцом был красный командир, герой Гражданской войны, кавалер ордена Красной Звезды. Казалось бы, при таком отце Святославу можно было жить да радоваться, но получилось наоборот. Его отец в 1938 году угодил под «чистку» в РККА, был арестован и по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к 15 годам заключения. Так 12-летний Святослав Федоров превратился из сына героя, в сына «врага народа». А на долю его семьи обрушились невзгоды.

После ареста главы семьи, его жена с сыном переехали в Новочеркасск. А когда в 1941 году в этом городе их застала война, они эвакуировались в Ереван. В 1944 году Федоров поступил в артиллерийскую спецшколу, но вскоре его перевели в спецшколу ВВС в Ростове-на-Дону. Но проучился там недолго. В марте 1945 года, в тот момент, когда Святославу казалось, что жизнь налаживается: война близится к концу, он молодой, красивый, в форме летчика-курсанта едет на праздничный вечер в училище, судьба опять нанесла ему жестокий удар. Неудачно спрыгнув с трамвая, Федоров лишился левой ступни. Все мечты о небе обратились в прах, а вместо кабины самолета его теперь ждала больничная койка. В госпитале юный Федоров оказался среди инвалидов-фронтовиков. Мужчины, демонстрировавшие чудеса отваги на фронте, после увечий ломались морально. Глядя на них, Федоров решил доказать себе и всем, что инвалидность – это не приговор. Он даже победил в соревнованиях по плаванию среди полноценных спортсменов. Помыкавшись по больницам, Святослав Николаевич обрел для себя новое призвание — медицину. В 1952 году он окончил Ростовский государственный медицинский институт.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СИСТЕМЫ

Советская система не была идеальной. Было в ней и хорошее, и плохое. Молодым талантам она устраивала своего рода дедовщину. Но когда признавала их стойкость, словно бы проникалась уважением к ним, и начинала создавать для них режим благоприятствования.

Нечто подобное происходило и с Федоровым. В мединституте он специализировался в области офтальмологии. Еще во время обучения в интернатуре успешно провел свою первую самостоятельную операцию. И сумел спасти зрение слесарю, которому кусок железного зубила впился в глазное яблоко.

Но система была верна себе, будь ты хоть какой талант, а привилегий за это не полагается. После окончания института Федорова отправили работать врачом-окулистом в станицу Вешенская Ростовской области. Хотя, может быть, рациональное зерно в таком подходе существовало. Так называемая «работа на земле» давала бесценный жизненный опыт.

Стойкий характер Федорова позволил ему продолжить стремление вверх. В 1958 году он сумел защитить кандидатскую диссертацию по теме «Сосок зрительного нерва и слепое пятно при заболеваниях центральной нервной системы». И система начала признавать его. Он был назначен заведующим клиническим отделением Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней им. Гельмгольца. И уже в Чебоксарах заинтересовался научной проблемой имплантации искусственных хрусталиков. В журнале «Вестник офтальмологии» он наткнулся на статью, критикующую новый метод английского офтальмолога Гарольда Ридли по замене мутного хрусталика глаза искусственным, из пластмассы. Как водится, в СССР любили охаивать все западное, но Федоров решил проверить этот метод на практике. Но поскольку метод Ридли в СССР не признали, Святославу Николаевичу пришлось проверять его не в институте, а частным порядком. Один из пациентов рассказал ему о мастере «золотые руки» Семене Мильмане, работающем на   Чебоксарском электроаппаратном заводе. И тот в качестве халтуры изготовил Федорову искусственные хрусталики из пластмассы. А Святослав Николаевич испытывал их на кухне служебной квартиры, имплантируя кроликам.

Результаты показались ему очень хорошими. В 1960 году в Чебоксарах он фактически на свой страх и риск провел первую в СССР операцию по имплантации искусственного хрусталика. Операция получилась успешной, Федоров фактически вернул зрение десятилетней девочке с врожденной катарактой. Но система жестко наказала его за инициативу и своеволие. Успешную операцию сочли «антифизиологической», а самого Федорова с треском выперли с работы.

Спасибо журналисту «Известий» Анатолию Аграновскому. Получив письмо от Федорова, он проявил участие в его судьбе и встал на защиту медика, хотя ему настойчиво рекомендовали не вмешиваться. Аграновский боролся не только печатным словом, но и сам вел переговоры с Министерством Здравоохранения о восстановлении Федорова на работе. И чиновники пошли на попятную, правда правоту Федорова они не признали, но назначили завкафедрой глазных болезней в АГМИ в Архангельске. И хотя Святослав Николаевич уже в 1962 году совместно с офтальмохирургом Валерием Захаровым создал линзу Федорова-Захарова, один из лучших жестких искусственных хрусталиков в мире, но понадобилось еще пять лет, чтобы его перевели в Москву и дали ему возможность развивать его метод, создав лабораторию по имплантации искусственного хрусталика в 3-м Московском мединституте. В 1967 году Федоров стал имплантировать еще и искусственную роговицу.

ГИБЕЛЬ

2 июня день памяти академика Святослава Николаевича Федорова

По сути дела на закате СССР система, наконец, признала Федорова, который к тому времени уже считался мировым светилой офтальмологии и позволила ему делать практически все, что душа пожелает.

Его Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» (МНТК) стала своеобразной империей со множеством местных и зарубежных филиалов, с отелями и жилыми корпусами, предприятиями по выпуску медицинского инструмента, линз и оправ, а также подмосковным сельхозпредприятием «Протасово». МНТК имела собственный корабль «Петр Первый», на борту которого проводились операции в Средиземном море и Индийском океане, а также свои вертолет и самолет. Федоров исполнил мечту молодости – самостоятельно взмыть в небо, получив удостоверение на право управлять вертолетом.

фото из открытых источников интернет

2 июня 2000 года на принадлежавшем клинике вертолете «Еврокоптер Газель» Федоров возвращался с конференции из Тамбова. На борту кроме него находились  пилот Анатолий Лобов,   штурман Анвер Хусаинов и инженер МНТК Александр Спиридонов. Очевидцы видели, как «Еврокоптер» «повело» в небе, затем он начал резко терять высоту и упал, развалившись на куски. Все, кто находился в нем, погибли. По заключению экспертов, причиной авиакатастрофы явилась техническая неисправность вертолета.

Посмертные анализы крови погибших показали, что у трех показатели адреналина зашкаливали. И только у Федорова они были в норме. Остается только еще раз удивиться воле и самообладанию этого человека.

ЭПИЛОГ

как Святослав Федоров лишился ноги и не смог стать военным летчиком

Когда приходит время задуматься о прожитых годах, зачастую возникает чувство стыда. Причем стыда не только за себя, но и за народ, который, как известно, достоин правителей, которых он себе выбирает.

У русского народа был шанс изменить свою судьбу и судьбу будущих поколений вполне законным путем. На выборах президента России 1996 года было десять кандидатов, в том числе Святослав Федоров. Он занял шестое место, впереди него оказались Ельцин, Зюганов, Лебедь, Явлинский, Жириновский. А теперь народ, голосовавший за них, может задать себе вопрос: что они сделали для него? И вообще, что они сделали? А Федоров еще в то время создал Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза», который и по сей день отличается в лучшую сторону от большинства российских больниц и заботится о глазах россиян. Но увы, Федорова на тех выборах поддержал всего 0,92 % избирателей. Через два года после того, как народ сделал свой выбор, страна оказалась на грани дефолта.

Но народу был дан еще один шанс. В 1999 году Федоров возглавлял «Блок генерала А. Николаева, академика С. Фёдорова» на Выборах в Государственную думу. Чтобы было понятно, поясню. Святослав Федоров создал уникальную лечебницу, отделения которой есть во многих городах. А генерал армии Андрей Николаев совершил уникальный поступок, который стал образцом офицерской чести. Он перенес российский КПП для пресечения контрабанды водки из Грузии (после минования грузинского КПП автомашины с контрабандной водкой сворачивали с трассы и по просёлочным дорогам уходили вглубь российской территории). Перенос российского КПП отрезал им этот путь. Президент Борис Ельцин отдал ему приказ вернуть КПП на место. Николаев подчинился приказу главнокомандующего, но после этого подал в отставку с поста директора Федеральной пограничной службы. Кто еще подавал в отставку, отстаивая принцы и честь?

«Блок генерала А. Николаева, академика С. Фёдорова» на выборах в Госдуму набрал всего 0,37% голосов…

Олег Логинов

Оставьте отзыв