ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В ДАГЕСТАНЕ (EARTHQUAKE IN DAGESTAN)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В ДАГЕСТАНЕ

(EARTHQUAKE IN DAGESTAN)

14 мая 1970 года произошло сильное землетрясение в Дагестанской АССР амплитудой в 9 баллов, которое стало крупнейшим на Кавказе в XX веке после Шемахинского землетрясения 1902 года.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Кавказ в целом считается сейсмоопасным районом. Но во времена СССР сейсмоустойчивости домов в этом регионе не придавалось большого значения. Застройка, особенно в сельской местности была довольно хаотичной, строили кто как мог и из чего мог. Несмотря на то, что в СССР пристально изучали сейсмологию, но предсказывать землетрясения не умели.

Весной 1966 года от землетрясения пострадали многие районы Южного Дагестана. Значительная часть жилых построек Курахского, Табасаранского, Хивского, Касумкентского, Агульского, Магарамкентского и Ахтынского районов была разрушена. Сейсмоустойчивые дома после этого в республике строить не начали, но в качестве ликвидаций последствий запустили программу по переселению людей из горных аулов на равнину. При этом им выплачивали подъемные, обеспечивали новым жильем и освобождали от некоторых налогов.

Однако назревала новая беда. Уже поздним умом осознали, что природа предупреждала о новом возмущении земной коры. Жители Экибулака, начиная с 1968 года, время от времени слышали глухой гул, как бы орудийный далекий грохот, доносившийся из земных глубин. Это рвались спайки во вновь оживающем очаге. Новое землетрясение грянуло в 1970 году. И только благодаря стечению обстоятельств жертв в Дагестане оказалось сравнительно немного для природной катастрофы такого масштаба. Просто люди сами уберегли себя от гибели.

ПЕРВЫЙ ТОЛЧОК

Дагестанцев спасло то, что,  14 мая 1970 года сначала  в 12 часов 20 минут произошел толчок меньшей мощности, который для многих, своего рода предупредительным и спасительным. Хотя и он был весьма мощным, особенно в эпицентре в районе села Кумторкала.

Дагестанский историк Муртазали Дугручилов позже свои впечатления от первого толчка описал так: «В этот день я сидел на уроке и слушал учителя. Вдруг стал возникать странный нарастающий гул, створки раскрытых окон класса  стали колебаться с неестественной частотой. За спиной учителя по стене расползались огромные трещины, будто кто-то невидимым гигантским карандашом чертил зловещие линии. Все задрожало и затрещало. Контур классной комнаты принимал форму параллелограмма, меняя острые углы то вправо, то влево. Учитель схватился за голову и с криком «дети, спасайтесь» выбежал из помещения».

Но благо, что школьники покинули школы, а жители свои дома. Эта предосторожность спасла жизни тысячам людей. Дагестанцы из опасения повторных толчков сами принимали меры для собственного спасения. О том, предпринимались ли какие-то организованные властями меры после первого толчка, нигде не пишут.

ВТОРОЙ ТОЛЧОК

Спустя 9 часов,  в 21 час 12 минут произошел второй более мощный толчок силой 9 баллов. Эпицентр на этот раз располагался в 30 км к западу-северо-западу от Махачкалы на территории Буйнакского района. Сотрясения в городе Махачкале оценивались в среднем в 6 баллов. Потрясло изрядно. Через три минуты после основного толчка повторился толчок почти такой же силы. После этого в течение часа один за другим следовали около 10 толчков силой от 4 до 6 баллов в эпицентре. Они продолжались и в последующие дни. В период с 15 мая по 27 июня 1970 года общее количество подземных толчков, зарегистрированных сейсмической станцией «Махачкала», достигло 1140.

Землетрясение нанесло огромный ущерб жителям и экономике Дагестана. Пострадало 25 % территории республики, в основном в предгорьях и низменности региона.  Были разрушения в 257 населенных пунктах, а некоторые села, как Кумторкала, Экибулак, Алмало  разрушены полностью. Досталось и городам. Разрушения наблюдались в Махачкале, Буйнакск, Каспийске, Хасавюрте, Кизилюрте.

Природная стихия, как водится, сопровождалась человеческими драмами. Рассказывают, например, такую историю:

Когда второй толчок потряс село Кумтор-кала, Арсуханым Темирова с маленьким ребенком на руках впопыхах выскочила из дома. Спустя некоторое время, показалось, что земные недра успокоились. Темирова решила вернуться в дом, хотя ее отговаривали окружающие, говоря, что возвращаться смертельно опасно. На улице было прохладно и она сказала: «Мой сын тоже может умереть о воспаления легких». Арсуханым забежала в дом и грянул новый подземный толчок. Позже ее нашли под руинами с курточкой сына.

Причем, в этом землетрясении было разрушено все село Кумтор-кала. Власти решили его не восстанавливать, а возвести новое в 6 километрах от него.

В столице республики, городе Махачкала во многих зданиях как из необожженного кирпича, так и в кирпичных и каркасных зданиях наблюдались трещины, попадали дымовые трубы. Это отметил в своих воспоминаниях Муртазали Дугручилов, который написал: «Во дворе школы я обратил внимание на то, что кирпичные трубы на всех окрестных зданиях были снесены, точно мишени после снайперских выстрелов».

Была повреждена верхняя часть плотины Чирюртской ГЭС-1, но сама плотина устояла и впоследствии была отремонтирована. Недалеко от селения Ахатлы, в местности Аччи, произошел оползень. В результате десять обитателей находившейся там фермы оказались погребенными под обрушившимися горными породами. Правда, все они, за исключением восьмилетнего мальчика, спаслись.

ПОСЛЕДСТВИЯ СТИХИИ

Утром, когда наступил рассвет, люди не узнавали родных мест. Дома лежали в руинах, наблюдались разрывы в земле. А где-то и вовсе изменился ландшафт. В местности Аччи оползень перегородил местную безымянную речку и образовал два озера.

Погибли 31 человек, более тысяча остались совершенно без крова, порядка 45 тыс. строений нуждались в ремонте и восстановлении.

Но надо отдать должное советской системе. Когда где-то случалось беда, помогали пострадавшим всем миром. Уже на следующий день после землетрясения, в Дагестан прилетела правительственная комиссия во главе с Председателем Совета Министров РСФСР Г. Вороновым, которая многое сделала для организации помощи пострадавшему населению. Была подготовлена обширная программа по ликвидации последствий рассчитанная на три с половиной года.

При участии всей страны и особенно Узбекистана, пережившего в 1966 году страшное Ташкентское землетрясение, дагестанские города и села были восстановлены. Правда, не все. Уже упоминавшееся село Кумтор-кала и ряд других было решено не восстанавливать. Люди были временно размещены в палатках, а тем временем поблизости для них в спешном порядке возводилось новое жилье. Причем старались уложиться за лето, чтобы 1 сентября дети пошли в новые школы. Наверное, из-за спешки снова пренебрегали условиями сейсмоустойчивости, но, тем не менее, вскоре дагестанцы могли жить снова в домах, а не в палатках.

Вновь встала на повестку дня программа по переселению людей из горных аулов на равнину. Вместо восстановления разрушенных горных аулов для их жителей сразу возводились новые поселки снизу. Только в 1972 году для переселенцев было построено 615 домов в равнинных районах. И эта программа продолжала действовать, причем переселенцам кроме нового жилья предоставлялись разнообразные льготы.

ЭПИЛОГ

Не иначе как, за потребительское отношение к себе Матушка-земля прогневилась на СССР. В 1948 году в Ашхабаде произошло одно из самых разрушительных землетрясений в мире, число жертв в результате которого оценивается в 110 тысяч человек. Потом в 1966 году последовало Ташкентское и в 1970 году Дагестанское землетрясения. И каждый раз наблюдалось одно и то же. Изначальная неготовность к стихийному бедствию и последующая героическая ликвидация его последствий.

Олег Логинов

Оставьте отзыв