ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПИРАТЫ
«ДЖОН ПОЛ ДЖОНС»
(JOHN PAUL JONES)
По версии Олега Логинова
Джон Пол Джонс (John Paul Jones), во время службы на российском флоте значился как Павел Джонес, (1747-1792) — шотландский моряк, служивший в Великобритании, США и России. Наиболее известен участием в Войне за независимость США.
Посмертно получил в США прозвище: «Отец американского флота» (Father of American Navy).
В АНГЛИИ
Джон Пол родился в поместье Арбиглэнд близ Киркбина на юге Шотландии в 1747 году. Он начал морскую карьеру в 13 лет юнгой на борту корабля Friendship под командованием капитана Бенсона. Следующие несколько лет он ходил на британских торговых судах. Спустя некоторое время он почувствовал отвращение к работорговле, и в 1768 оставил престижную и хорошо оплачиваемую должность на корабле Two Friends во время стоянки на Ямайке, решив вернуться в Шотландию.
Во время рейса от Ямайки домой на борту брига John в 1768 году карьера молодого Джона Пола быстро и неожиданно пошла вверх. После того как капитан и исполняющий обязанности его помощника внезапно умерли от жёлтой лихорадки, Джону, как самому опытному моряку на борту, пришлось взять командование на себя, чтобы успешно провести судно в порт. В награду за это шотландские хозяева судна официально назначили его капитаном с правом самостоятельно покупать и продавать груз, предоставляя 10 процентов прибыли.
Однако молодому капитану пришлось утверждать свой авторитет на судне. В 1773 году он вступил в конфликт из-за жалованья с судовым плотником, выходцем из богатой и влиятельной семьи, и распорядился его жестоко высечь. На обратном пути домой в Шотландию плотник умер, за что капитан Пол угодил под суд. Джон Пол не захотел ждать суда в Адмиралтейском суде, опасаясь, что на судебное решение повлияет влияние семьи плотника.
«Пол Джонс-Пират», британская карикатура
Он попросту бежал из Англии, после чего в его биографии возникло белое пятно 18 месяцев. Недруги утверждали, что в этот период он занимался пиратством. Но в конце концов, он объявился в Вирджинии.
В США
В 1775 году началась война за независимость в Америке, и Пол, добавивший к своей фамилии «Джонс», предложил свои услуги капера Североамериканским колониям. Ре был принят и назначен первым лейтенантом флагманского корабля «Alfred». В дальнейшем он участвовал в 1776 году в высадке в Нассау и сражении у Блок-Айленд.
14 июня 1777 года Конгресс США принял две резолюции. Первая из них касалась утверждения флага тринадцати Соединенных Штатов Америки, прообраза современного флага США. А вторая назначала Джона Пола Джонса капитаном корабля «Рейнджер» («Ranger»). В гавани французского Бреста он первым поднял Большой флаг Союза, над военным судном. И это дало ему право говорить в будущем: «Наш флаг и я — близнецы. Мы родились в один час…».
Во Франции Джонс подружился с послом Бенджамином Франклином и в 1778 вместе с ним вошел в масонскую ложу «Девять Сестер». Однако стоять на якоре в Бресте ему стало скучно. Воспользовавшись густым туманом, «Рейнджер» скрытно покинул дружественную гавань и отправился к берегам Великобритании. Ночью на 21 апреля 1778 года Джонс на своем судне лихо ворвался в английский порт Уайтхейвен. Он хотел поджечь суда в гавани и нагнать страха на жителей, но задумка не вполне получилась. Американцы подожгли торговое судно с углем, но огонь не перекинулся на соседние корабли. А к порту стали стягиваться вооруженные люди, поэтому рейдеры сочли за лучшее ретироваться.
Вместо атаки на города Джонс решил напасть на поместье Данбара Дугласа, 4-го графа Селкирка, которого, по его мнению, можно было обменять на американских моряков, призванных в Королевский флот. Графское имение находилось на острове Сент-Мэрис, в нескольких десятках километров от юго-западной оконечности Англии и не имело серьезной охраны. Но и эта затея не вполне удалась.
Джон Пол Джонс отбирает столовое серебро у леди Селкирк.
Поместье американским рейдерам захватить удалось, но графа в нем не оказалось, он находился в отъезде. В доме оказалась только его жена. Американская команда захотела забрать из дома ценности, чтобы получить компенсацию за риск. И Джон Пол был вынужден позволить своим людям ограбить леди Селкирк. По легенде ее гувернантка и дворецкий наполнили мешок наполовину углем, а сверху положили серебряный сервиз, украшенный гербом семьи, который налетчики взяли в качестве добычи. Чтобы сохранить лицо, Джонс купил тарелку из этого сервиза, когда она позже была продана во Франции, и вернул ее графу Селкирку после войны.
В августе 1779 года Пол Джонс получил чин командора Континентального флота, под его началом было уже пять кораблей под американским военно-морским флагом. Сам он принял командование 42-пушечным кораблем, подаренным Америке французским судоходным магнатом Жаком-Донатьеном Ле Реем. Джонс назвал свое новое судно «Простак Ричард» («Bonhomme Richard») – таким был один из псевдонимов Бенджамина Франклина.
СРАЖЕНИЕ У МЫСА ФЛАМБОРО
Картина Ричарда Пэтона с изображением сражения между «Bonhomme Richard» и «Serapis».
Именно на этом корабле он участвовал 23 сентября в сражении у мыса Фламборо с 44-пушечным британским фрегатом «Serapis» и 22-пушечным кораблем «Countess of Scarborough».
Со своей флотилией Джон Пол Джонс он попытался захватить караван из сорока английских торговых судов. Но «Serapis» и «Countess of Scarborough» расположились между конвоем и эскадрой Джонса, позволив торговцам скрыться.
Они обрушили на судно Пола Джонса град ядер. По легенде англичане даже предложили ему сдаться, но он ответил: «Я еще не начал сражаться!». Битва продолжилась. Джон начал расчищать британские палубы своими палубными орудиями.
Эрик Паркер. «Американские каперы»
В этом бою Полу Джонсу откровенно повезло. Его корабль «Bonhomme Richard» получил множество попаданий от британского судна «Serapis». Но когда англичане устремились на абордаж и казалось, что все пропало, американский морской пехотинец забрался на мачту своего корабля и бросил в трюм «Serapis» гранату, которая вызвала взрыв большого количества пороха на нижней орудийной палубе.
Захват британского фрегата «Серапис» Джоном Пол Джонсом 22 сентября 1779 года.
Английский корабль вскоре загорелся и сдался. Сразу после этого «Bonhomme Richard» затонул, и Джонс был вынужден отплыть домой на своем призовом корабле.
Говорят, что своими успешными действиями на море бывший подданный Британской короны Джон Пол Джонс привел в бешенство короля Георга ІІІ. Британский монарх обещал повесить шотландца дважды: за шею — для лишения жизни и за ноги — для позора. Зато Конгресс США присвоил бесстрашному флотоводцу звание первого капитана Соединенных Штатов. Однако сам Джонс мечтал исключительно об адмиральских погонах. Но Конгресс отклонил присвоение ему этого звания за участие в работорговле.
Зато король Франции Людовик XVI удостоил Джонса титула «Шевалье», он вручил ему орден Военных заслуг и золотую шпагу с алмазами.
Джон Адамс осматривает ирландских морских пехотинцев Джонса в Лорьяне 13 мая 1779 г.
В 1783 году, по окончании войны посол США во Франции Бенджамин Франклин объявил о запрете каперства. Джон Пол Джонс поселился в собственном доме в Париже. 16 октября 1787 года он был награжден золотой медалью Конгресса США.
В РОССИИ
В этот период времени российская императрица Екатерина II, готовясь к новой русско-турецкой войне и не имея на Черном море серьезных морских сил, кроме Лиманской гребной флотилии и Донской военной флотилии, но опасаясь вмешательства флотов Британии и европейских держав, обратила внимание на оставшихся не у дел американских каперов и персонально на Джонса. Российский посол при Людовике XVI Иван Симолин получил срочное указание пригласить его на военно-морскую службу в Россию.
23 апреля 1788 Джон Пол Джонс приехал в Санкт-Петербург. Из рук Екатерины II он получил патент на чин контр-адмирала за ее собственноручной подписью, но на имя Павла Джонеса. Джон, однако, озвучил требование остаться американским гражданином и офицером.
Получив под свое командование 5 линейных кораблей (от 60 до 80 пушек) и 8 фрегатов, на флагманском линейном корабле «Святой Владимир» Джон воевал на Днепро-Бугском лимане против турок вместе с начальником Днепровской гребной флотилии принцем Карлом Генрихом Нассау-Зигеном, а также командиром гребной флотилии запорожских казаков Сидором Белым.
По легенде Джон подружился с Сидором Белым и тот даже символически принял его в запорожские казаки. . Якобы перед своей первой битвы с турецким адмиралом Эски Хасаном по прозвищу «Отважный крокодил» Джонс присягнул на лезвии казацкой шашки и выпил чарку горилки. А после бурного возлияния адмирал с двумя казаками отправился к флагманскому кораблю Хасана-паши и на его борту написал: «Сжечь. Поль Джонс».
Все это выдумка чистейшей воды – сказка, какие любят в России. В своих «Очерках Лиманской кампании». Джонс критически описывает поведение казачьего полковника, который бессмысленно сжигает севший на мель и уже практически захваченный турецкий корабль.
Турков Пол Джонс все же победил, хотя он столкнулся со значительным и большим турецким флотом, состоявшим из более чем 100 судов, включая 18 линейных кораблей и 40 фрегатов. При этом корабли Джонса были плохо построены, укомплектованы нанятыми крепостными и не были полностью вооружены.
Перед сражением он разругался с Нассау Сеганом, желавшим атаковать и настоял на оборонительной тактике боя. Джонс хотел построить свои корабли в виде буквы «V» в устье реки Буг, чтобы направить турецкий флот вниз по реке в зону перекрестного огня. И хотя ветер был против него, он заставил свой флот создать это построение, выбросив якоря. Стратегия шотландца сработала, и более крупный турецкий флот был побежден.
Вслед за этой последовали и другие победы на Днепровском лимане и в сражении на Кинбурнской косе. Именно атака флотилии гребных судов под предводительством Джона Пола Джонса позволила русским войскам овладеть крепостью Очаков.
После этого Пол Джонс был отозван Екатериной в Санкт-Петербург для получения нового назначения. Но его успешную карьеру в России разрушил скандал.
ДЕЛО ОБ ИЗНАСИЛОВАНИИ
31 марта 1789 года мать десятилетней Екатерины Степановой обвинила контр-адмирала в изнасиловании ее малолетней дочери. Катя была дочерью немецких иммигрантов Гольцварт, проживающих в Санкт-Петербурге.
Екатерина Степанова дала показания полиции, что ее вызвали в квартиру Джонса, чтобы продать ему масло. Там ее встретил «мужчина в белой форме, с золотыми галунами и красной лентой», который ударил ее, затем заткнул ей рот белым носовым платком и вагинально проник в нее. Полковой хирург и акушерка осмотрели ее и нашли доказательства, подтверждающие эти физические и сексуальные нападения. Слуга Джонса, Иоганн Готфрид Бал, дал показания, что он «…позже увидел, как девушка уходила, ее губы были покрыты кровью, а лицо опухло от слез. Он также рассказал полиции, что в ту ночь он вошел в комнату своего хозяина, чтобы застелить постель, и обнаружил капли крови на полу».
Дело приобрело широкий резонанс и дошло до самой императрицы.
Почти сразу же, 2 апреля Джон Пол Джонс направил послание обер-полицмейстеру Санкт-Петербурга Никите Рылееву, в котором утверждал, что Степанова вовсе не безобидная простушка, а «падшая девушка, которая посещала мой дом несколько раз, и с которой я часто резвился, но всегда платил за это».
А своему другу графу де Сегюр, французскому послу при российском дворе, он и вовсе поведал, что стал жертвой мошенничества. С его слов Сегюр потом рассказывал, что девушка пришла к контр-адмиралу спросить, есть ли у него белье или кружева, которые нужно залатать, но у него их не оказалось. «Тогда она начала делать непристойные жесты. Я посоветовал ей не заниматься этими отвратительными вещами, дал ей денег и отпустил ее», — пересказывал Сегюр слова Джонса: «Как только она отошла от двери, она разорвала на себе рукава и кружевную косынку, закричала: «Насилуют!» и бросилась в объятия мамы Гольцварт, которая вдруг оказалась рядом».
В ходе дальнейших разбирательств было, установлено, что мать врала как о возрасте дочери — ей было двенадцать лет (что по меркам того времени было ранним, но допустимым возрастом для начала половой жизни), так и об изнасиловании: интимные встречи Степановой с Джоном Пол Джонсом происходили регулярно и вполне мирно. Американец был уверен, что за разжиганием этого скандала стоял его недоброжелатель из высших кругов власти. Кто он, однако, так и осталось неизвестным.
Так или иначе, но однозначно, что Пол Джонс вел себя в России как в дикой стране, попробовал бы он в Англии вступить в связь с девочкой! Но в России многое прощалось. Наказан Джон не был. Екатерина II, как обычно, когда дело касалось высокопоставленных людей, спустила дело на тормозах. Она предоставила американскому флотоводцу двухлетний отпуск, сохранив при этом его жалованье и чин. Однако нового назначения он не получил. В августе 1789 года раздосадованный и озлобленный Джон Пол Джонс навсегда покинул Россию. Он уехал в Париж, но поскольку там оказался невостребованным, писал российской императрице, стремясь вернуть к ней на службу. Однако она отставила его письма без ответа, сказав, его посреднику барону фон Гримму, что русские моряки отказались служить под началом человека, обвиненного в изнасиловании девочки.
ГЕРОЙ АМЕРИКИ
Мемориал Джона Пола Джонса в Вашингтоне, округ Колумбия
В июне 1792 года Джонс был назначен консулом США для переговоров с деем Алжира об освобождении американских пленных. Прежде чем Джонс смог выполнить свое назначение, он 18 июля 1792 года был найден мертвым, лежащим лицом вниз на своей кровати в своей парижской квартире. Ему было 45 лет. Причиной смерти стал интерстициальный нефрит. Он был похоронен в Париже на кладбище Сен-Луи.
Позже, когда его мемуары были опубликованы в Эдинбурге. Джеймс Фенимор Купер под впечатлением от них, написал исторический роман «Лоцман: История моря», опубликованный в 1823 году, в котором Джон Пол Джонс был главным героем. А под впечатлением этого романа Александр Дюма написал свой — «Капитан Пол», опубликованный в 1838 году.
Мраморный и бронзовый саркофаг Джонса в Военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд
В 1905 году останки Джонса были идентифицированы послом США во Франции генералом Горацием Портером, который искал их в течение шести лет.
Тело Джонса было доставлено в Соединенные Штаты на борту военного корабля в сопровождении трех крейсеров. 24 апреля 1906 года гроб Джонса был установлен в Bancroft Hall в Военно-морской академии США, Аннаполис, штат Мэриленд, после церемонии которую возглавил президент Теодор Рузвельт, произнесший речь и приведший Джонса в пример офицерам ВМС.
Однако отношение к Джонсу в мире неоднозначное. В России его стараются не вспоминать. А группа «The Longest Johns» написала песню, в которой говорилось о нем с британской точки зрения, под названием «Джон Пол Джонс — пират».
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.