КРИМИНАЛЬНАЯ ЦЕЛИНА
(CRIMINAL VIRGIN LAND)
В СССР очень любили сочинять сказки, а потом еще и заставляли школьников их изучать.
ЦЕЛИНА ГЕНСЕКА
Одной из таких сказок стала книга «Целина» Генерального Секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева с его воспоминаниями об освоении целинных земель. Школьникам в СССР надлежало ее прочитать и вопросы по ней могли попасться в билетах на выпускном экзамене по литературе.
В качестве сначала второго, а потом первого секретаря ЦК КП Казахстана Брежнев руководил освоением целинных земель в этой республике. И книга «Целина» должна была стать воспеванием его успешной деятельности в Казахстане. Но если читать ее критически, то она становится свидетельством того, как советская власть действовала аврально-непродуманно.
Брежнев не упустил возможности покритиковать царский режим: ««Освоение целины» в дореволюционный период превратилось в подлинно народное бедствие». Поведал об убогих жилищах из кизяка, в которых ютились переселенцы, развалины которых довелось увидеть ему самому. Но это стало свидетельством, что казахские степи уже пробовали распахивать задолго до того, как в 1954 году пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».
Но старый царский опыт, сын ошибок трудных, новой советской властью был отринут. Она все делала по-своему. И из-за этого возникала куча проблем.
Например, вскоре оказалось, что советская техника мало приспособлена для казахстанской целины: «…моторы не тянули плуги, ломались лемеха, гнулись плужные рамы».
Покритиковал Леонид Ильич и Хрущева: «Однако Н. С. Хрущев считал, что целесообразнее построить несколько узкоколейных железных дорог, к которым, как он говорил, можно будет подвозить хлеб из глубинок. Никакие аргументы против этой идеи во внимание приняты не были. Так была построена сначала узкоколейка Кустанай-Урицкое, а затем и Есиль-Тургай. Это была ошибка, обе дороги практически не сыграли ожидаемой роли в вывозке хлеба и вскоре были разобраны».
Зато себя Брежнев похвалил: «…я доложил XX съезду КПСС о том, что великое задание партии по подъему целины выполнено с честью».
Только, чтобы не портить сказку, он ничего не сказал про судьбу собранного урожая. А она была печальна. Спешка и необдуманность решений, привели к печальным последствиям. Элеваторов, чтобы принять первый урожай не хватало и три четверти пшеницы сгорело на токах. И конечно, не сказал о преступности на целине.
СКАЗКА О КОМСОМОЛЬЦАХ ЦЕЛИННИКАХ
Согласно популярной советской сказке, целину в СССР поднимали комсомольцы-добровольцы. Конечно, эта сказка родилась не на пустом месте и среди покорителей целины было немало комсомольцев, отправившихся вершить трудовой подвиг по зову сердца. Но, как говорится, все познается в сравнении. А число комсомольцев на целине было значительно меньше, чем число уголовников. Как известно, после смерти Сталина в 1953 году прошла массовая амнистия осужденных. На волю вышли около одного миллиона двухсот тысяч человек, которых надо было куда-то пристроить. На целину им была прямая дорога. К тому же власти Москвы и Ленинграда в массовом порядке высылали на целину тунеядцев, проституток и другой «элемент».
В «Комсомолке» были напечатаны очень интересные воспоминания бывшего целинника Алексея Мешина. Сам он отправился на целину добровольно, его 17-летнего назначили комиссаром комсомольско-молодежного отряда целинников и отправили в Кизильский район Челябинской области.
Алексей рассказывал, что кроме него в отряде из 6 человек был еще только один комсомолец – рабочий с ЧТЗ: «Ехал на целину денег заработать. Семья большая, детей пятеро, мать одна. Отца на прокатном стане задавило…».
Остальные целинники в отряде представляли собой пеструю компанию. Самым авторитетным был уголовник со стажем Толян: «Как полагается, Толян был в наколках, с фиксой и хромовых сапогах. К месту и не очень повторял «Поздно, Лора, ты полюбила вора!». «Были еще два башкирина, которые в колхозе коней украли и цыганам продали. По три года отсидели, и блатных навыков нахватались. Еще один «художник», он деньги рисовал. Дольше всех сидел, лет десять. Хилый в очках, но его уважали. Любую ксиву мог изладить, печать сделать и справку выдать».
ЦЕЛИНА — НЕ ДИКИЙ ЗАПАД
Хотя невольно напрашиваются ассоциации покорения целины и Дикого Запада, но между ними мало общего. Например, на Диком Западе присутствовало удивительно уважительное отношение к женщинам. Для целинников женский вопрос стоял почти так же остро, как для зэков на зоне. 17 июня в ЦК КПСС на имя Хрущева поступило письмо секретаря парторганизации Кишиневского стройучилища Пелагеи Рыбальченко, которая сопровождала 98 выпускников этого училища на строительство ГРЭС в Карагандинскую область. Она писала: «В первую ночь в палатку, где находились 43 девушки, ворвалась группа хулиганов, вооруженная кастетами и финками, начала издеваться над 16-17-летними девушками (выпускницу схватили за косы и потащили по палатке). Все их хулиганские действия сопровождались дикой, нечеловеческой бранью…».
А Алексей Мешин рассказывал, что когда к ним в бригаду прикомандировали сорокалетнюю женщину, чтобы помогала по хозяйству, среди мужиков начались драки. А ему, как комсоргу, пришлось охранять женщину и спать в ее палатке с ружьем.
Но главной проблемой на целине стали не перестрелки и ограбления, как на Диком Западе, а пьяные коллективные дебоши. Эта была практически национальная забава в те времена – нажраться и кого-нибудь погонять. В целинных пьяных драках зачастую участвовали сотни человек. Доходило до дикости. В июле 1956 года в Оренбург приехали две тысячи «целинников», следовавших из Армении в Кустанайскую область на уборку урожая. Изрядно поддатые они разбрелись по городу, приставая к девушкам и избивая всякого, кто пытался за них заступиться.
В октябре 1958 года на уборку урожая в Кытмановский зерносовхоз Алтайского края прибыли две большие группы из Барнаула: учащиеся школы механизации и рабочие завода транспортного машиностроения. Сначала между представителями этих двух групп вспыхнула драка из-за девушки. Более старшие работяги победили. Тогда юные механизаторы в отместку облили соляркой и подожгли барак рабочих, а выбегавших избивали палками.
Летом 1959 года МВД СССР информировало ЦК КПСС о частых случаях групповых изнасилований и драк в Казахской ССР. Конфликты на целине разворачивались между «местными» и «пришельцами» либо между группировками «пришлых». Хулиганов не останавливала даже угроза применения силы, они стали нападать на работников милиции.
Но, что роднит советскую целину и Дикий Запад, так это отвага стражей порядка.
В то время в органах внутренних дел шло сокращение и сотрудников для усмирения дебоширов катастрофически не хватало. Но зато среди имевшихся было немало бывших фронтовиков, которые могли и силу применить, а также не стеснялись пускать в ход оружие.
В сентябре 1958 года в городе Тайга Кемеровской области чуть было не разгорелось грандиозное побоище между местными жителями и приезжими строителями. К драке приготовились четыре сотни человек с обеих сторон, вооруженные ножами, ломика и палками. Но в этот момент между ними вклинилась цепочка милиционеров. Чтобы предотвратить кровопролитие, стражам порядка пришлось произвести до 60 предупредительных выстрелов в воздух. Но эта мера остудила разгоряченные алкоголем головы, и конфликтующие стороны мирно разошлись.
В целом целине еще повезло. На ней не было таких массовых беспорядков, какие вспыхнули в августе 1959 года при строительстве металлургического комбината в городе Темиртау, Казахской ССР. Там приехавшие по комсомольским путевкам строители устроили бунт из-за отвратительных бытовых условий.
Безвластие и анархия продолжались 3 дня, после чего в Темиртау были введены войска. В ходе подавления массовых беспорядков среди участников восстания были, по официальным данным, убиты 11 человек и ранены 32 человека (пятеро впоследствии умерли). 109 солдат и офицеров получили ранения, в том числе 32 — из огнестрельного оружия. Против 42 задержанных возбудили уголовные дела, 5 из них были приговорены к исключительной мере наказания — смертной казни через расстрел.
И конечно, Брежнев в своей книге не сказал, что после освоения целины, с 1961 года СССР начал массовые закупки зерна в США и Канаде.
Александр Логинов